При изучении темы "Простое предложение. Знаки препинания" в 8 классе выполняется упражнение 59 УМК под редакцией М.М. Разумовской.
Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Найдите побудительное предложение. Докажите, что восклицательные знаки поставлены на основе разных пунктуационных правил. Спишите, обозначая морфемы, в которых пропущены буквы. Назовите синонимы к выделенному слову.
Дорогие юные друзья! Лес входит в п..нятие Отечества. С веками все меньше ст..новится д..ровых* благ на з..мле, и, чтобы не знать горя впер..ди, надо разумно тратить, а иногда и возмещать всякую1 копейку, без расписки взятую у природы. Думы о зел..ни3 - думы о будущем. Вам беск..нечно долго жить в этой стр..не. Присоед..няйтесь же к походу в защиту з..леного друга! (Л. Леонов)
Дополнительные задания для развития читательской грамотности.
1) Выберите правильную характеристику предложения. Для этого обведите нужную букву.
а) побудительное, восклицательное;
б) побудительное, невосклицательное;
в) повествовательное, восклицательное.
2) Определите, верны ли приведенные ниже утверждения? Отметьте правильные варианты крестиком.
а) Первое предложение является обращением.
б) Чтобы не знать горя впереди, надо разумно тратить деньги.
в) Лес входит в понятие Отечества.
3) Найдите синонимы к слову Отечество. Отметьте крестиком.
а) Отчизна, Родина;
б) страна;
в) чужбина.
4) Найдите простые предложения.
а) Лес входит в понятие Отечества.
б) Вам бесконечно долго жить в этой стране.
в) Думы о зелени - думы о будущем.
г) С веками все меньше становится даровых благ на земле, и, чтобы не знать горя впереди, надо разумно тратить, а иногда и возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.
д) Присоединяйтесь же к походу в защиту зеленого друга!
На уроке русского языка в 8 классе по теме "Статья в газету" (УМК под редакцией М.М. Разумовской) дети выполняют задания по прочитанному тексту. Преимущественно подходит работа в паре. Проверка осуществляется фронтально. После внимательного прочтения статьи и обсуждений в чате дети выполняют задания.
Прочитайте статью и ее обсуждение в чате, и выполните задания 1-7.
Тихая дискотека
В самом центре Праги на летней сцене Национального Театра прошла необычная дискотека. Диджеи играли музыку, молодежь танцевала, и все это зрелище происходило… при полной тишине. Почему дискотека вдруг лишилась своего главного атрибута – оглушающих ритмов?
Вы ничего не слышите? А ведь играют сразу два диджея, и танцуют около сотни людей. Это новое модное увлечение молодежи "Silent Disco" – Тихая дискотека. Главное отличие от дискотеки традиционной – отсутствие мощных динамиков и беспроводные наушники.
Танцующие в тишине смотрятся, возможно, нелепо, но только для тех, кто еще не надел наушники. Вот послушайте, в наушниках достаточно громко играет музыка. Выбираете тот канал, какой вам больше нравится, и вперед на танцпол.
Тихую дискотеку можно проводить где угодно, ведь она никому не мешает. Никто из окружающих не слышит мощных басов, как на обычной дискотеке. Не надо ни помещения, ни громадного количества аппаратуры. У беспроводных наушников два канала.
Один зеленого цвета, другой синего. В темноте сразу видно, под музыку какого диджея танцуют люди. И если зеленого, к примеру, становится больше, то диджей, чья музыка транслируется на синий канал, начинает играть другую музыку, чтобы "завоевать" посетителей, чтобы они снова переключились на его канал.
– Здесь можно сдвинуть чуть-чуть наушники с ушей и одновременно и танцевать, и разговаривать с подругой. А на обычной дискотеке очень шумно, там ни с кем не пообщаешься! – говорит одна из поклонниц бесшумной дискотеки. (А. Пономарев)
Обсуждение в чате
Вадим
– Прочитал статью… Уже дискотеки в наушниках! Интересно!
Ярослав
– Скоро люди вообще разговаривать друг с другом перестанут! И в транспорте уже все в наушниках! Меня это раздражает сильно! Особенно если рядом стоит, и музыка на весь вагон, или встанет у двери и не выходит, а докричаться невозможно, или сядет, в окно уткнется и ничего не видит, а рядом стоит бабуля с сумками.
Вика
– Так спокойнее, без ушек весь этот шум, гомон, ругань вокруг – это кошмар. Это были самые ужасные дни, когда я забывала наушники дома. Мне неинтересны разговоры других людей.
Да! Еще я не хочу слушать чужую музыку. Кстати, если человек в наушниках не реагирует, можно его аккуратно коснуться. Мы, любители наушников, это воспринимаем лучше, чем размахивание руками перед лицом.
Татьяна
– Наушниками люди создают иллюзию своего личного пространства, которого так не хватает как раз в общественном транспорте. Когда настроение очень плохое, просто хочется отгородиться ото всех. Как водитель лично бы снимала наушники с пешеходов. В этом своем пространстве они не оценивают реальных опасностей.
В 9 классе на уроке русского языка по теме "Строение текста. Обучение сжатому изложению" (УМК под редакцией М.М. Разумовской) целенаправленно ведется работа по освоению приемов компрессии текста, а для развития читательской грамотности предлагается выполнить дополнительные задания.
Задание: Внимательно прочитайте текст и выполните задания
1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.
1. Свалки возле мегаполисов в радиусе 10-15 км помогают решить проблему загрязнения окружающей среды |
а) Да |
б) Нет |
2. В средневековой Европе уже стояла проблема загрязнения окружающей среды |
а) Да |
б) Нет |
3. Производители товаров борются с проблемой окружающей среды |
а) Да |
б) Нет |
2. Выбери и запиши, как ты рассортируешь мусор по бакам А, Б, В.
Мусор: 1 - исписанный блокнот, 2 - колпачок ручки, 3 - коробка из-под соком, 4 - пакет "Пятерочка", 5 - журнал,6 - консервная банка, 7 - коробка из-под обуви, 8 - одноразовый стаканчик, 9 - железная крышка.
Бак А ...
Бак Б ...
Бак В ...
Впиши номера отходов в соответствующий бак.
3. Выбери вариант, который объясняет смысл выражения "Добавить масла в огонь":
а) Налить масло в пламя огня.
б) Усиливать какие-то настроения (чаще отрицательные), поступками обострять отношения, разжигать интерес, внимание к чему-либо.
в) Добавлять растительное масло на раскаленную сковороду.