Французский писатель и философ Э. Шмитт в романе "Человек, который видел сквозь лица" пишет: "Глупец оглупляет книгу, умный человек делает ее еще умнее и глубже.
Вообще, книга похожа на постоялый двор: каждый приезжает туда со своими припасами… Читать плохо – значит принять текст за истину в последней инстанции и проглотить его не рассуждая, не разжевав мысленно. А хорошо читать – значит взглянуть на нее критически со стороны".
Современный мир – это цифровые технологии и большой поток различного рода информации, поэтому формирование у школьников умения читать и понимать текст, размышлять над ним, излагать свои мысли о нем, давать оценку прочитанному – основная задача учителя русского языка и литературы.
Только человек читающий, мыслящий способен адаптироваться в социальной жизни общества, стать успешным. Помимо этого, ученик, обладающий навыками читательской грамотности, с легкостью преодолеет порог успешности при прохождении ГИА
Так как сочинение-рассуждение в 9 и 11 классах основано на понимании исходного текста, без навыков смыслового чтения не обойтись. Для формирования этих навыков, а также для развития интеллектуальных способностей школьников на уроках русского языка и литературы можно использовать задачи на читательскую грамотность. Например:
Прочитайте отрывок из "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева. Используйте текст для ответов на вопросы-задания
Письмо пятое. В чем смысл жизни
Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание.
Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был "настоящим", его никому нельзя показывать - писать для себя только.
Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.
Задание 1. В чем, по мнению Д.С. Лихачева, смысл жизни?
Задание 2. Сколько жизненных правил должно быть у человека? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
Задание 3. Что "требует достоинство"? Выберите верный ответ:
а) быть правдивым
б) умения быть узким эгоистом
в) великодушия и доброты
г) находить радость в помощи другим людям
Задание 4. Что можно отнести, по вашему мнению, к "мелким удовольствиям и немалым", от которых "надо уметь отказываться" ради достоинства жизни?
Задание 5. Подтвердите мысль Д.С. Лихачева "Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали" основе собственного опыта.
Прочитайте отрывок из "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева. Используйте текст для ответов на вопросы-задания.
Письмо девятое. Когда следует обижаться?
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды - случайность, то зачем же обижаться?
Не сердясь, выяснить недоразумение - и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие - вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, - произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д.
Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость - признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо.
Напротив, проявите к такому "забывчивому" человеку особую внимательность - это будет красиво и благородно.
Это если "обижают" вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.
Задание 1. Придумайте вступление к "Письму"
Задание 2. Что изменится в тексте, если в рассуждении об излишней обидчивости оставить только фразу "Будьте умны"?
Задание 3. Оцените утверждение "На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому "забывчивому" человеку особую внимательность - это будет красиво и благородно" с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений
Прочитайте отрывок из "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева. Используйте текст для ответов на вопросы-задания
Письмо восьмое. Быть веселым, но не быть смешным
Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д. Джеймс писал: "Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем". Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.
Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать свое подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже веселым.
Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым - это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.
Но каким веселым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно "сыплющий" остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счете потерю юмора.
Не будьте смешными. Не быть смешным - это не только умение себя вести, но и признак ума.
...
Задание 1. Что, по мнению Д.С. Лихачева, "должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием?
Задание 2. Подтвердите мысль Д.С. Лихачева "Хуже нет, когда в человеке развивается "комплекс неполноценности", а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, - доброту" на основе собственного опыта.
Задание 3. Кому адресованы размышления Д.С. Лихачева? Обоснуйте свой ответ.
Работа публикуется в сокращении, скачать полную версию вы можете по ссылке ниже