Систему работы по формированию читательской грамотности составляют приемы, отобранные на основе главных читательских компетенций, определенных международными требованиями:
В процессе работы с текстом на уроках русского языка были отобраны приемы, способствующие формированию способности использовать знания из текстовых источников для решения различных жизненных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий. Все эти приемы связаны с умениями, необходимыми для формирования читательской грамотности.
Прием редполагает непосредственную работу с текстом. Извлечение информации – процесс выбора искомого сообщения.
Поиск информации – процесс определения места, где эта информация содержится
Некоторые вопросы текста предполагают только извлечение информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. В электронном носителе читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям.
При поиске информации в печатном варианте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить микротему, содержащую искомое сообщение.
Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места, объемом указанного сообщения, а также тем, информирует ли вопрос о месте локализации искомого сообщения.
Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.
На уроке русского языка в 5 классе по теме "Язык и человек" дети выполняют следующее упражнение. (УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Упражнение. Прочитайте текст известного писателя Л. Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык.
Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза...
Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство - жизнь.
Дополнительные задания для развития читательской грамотности.
1. Найдите соответствия, правильные ответы соедините.
а) подросток
б) юноша
в) взрослый человек
1) идет на работу
2) идет в школу
3) шагает в университет
2. Язык – это… Продолжение определения из текста отметьте крестиком.
а) сказки
б) прибаутки
в) сказки и прибаутки
3. Что помогает подростку увидеть Вселенную, отраженную в слове? Верные ответы отметьте крестиком.
а) живые беседы с ровесниками
б) страницы сотен книг
в) живые беседы учителей
Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации.
Таким образом, учащиеся в результате применения данного приема приобретают умения находить определенную информацию практически в любом тексте, ориентируясь на подзаголовки, шрифт, а также вносить искомые сообщения, определения в таблицу, устанавливать соответствия между понятиями.
Прием редполагает извлечение такой информации, которая не сообщается напрямую. Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.
Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая смысл, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текстового материала, так и любой его части.
Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из прочитанного, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного умозаключать о предшествующем событии.
Интеграция или связывание отдельных сообщений в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстовых материалов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в прочитанном фрагменте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п.
Примеры вопросов на связывание и истолкование: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к текстовому фрагменту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной микротеме, другие обращены ко всем абзацам.
Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации, определить намерения автора, пояснить значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.
Этот прием позволяет формировать важные умения: понимать прочитанное, соединять элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов, связать единицы информации, определять их общую роль, устанавливать причинно-следственные связи, приходить к умозаключениям.
Данный прием направлен на осмысление, оценивание прочитанного и нахождение связи между полученными сообщениями с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстовым материалом.
Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.
Чтобы осмыслить и оценить содержание, читатель должен связать извлеченную информацию с другими внетекстовыми источниками, например – согласиться или не согласиться с утверждением. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый автором.
Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текстовой информации, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других областей.
Чтобы справиться с такой работой, необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.
Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания: подтвердить какое-либо утверждение на основе собственного опыта или оценить утверждение автора с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в доказательств.
Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов исходят из того, что пятнадцатилетние учащиеся располагают нужным опытом. (например, ходили в кино)
Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на него со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текстового материала в целом и отдельных его элементов. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры единицы речи и коммуникативных ситуаций, в которых язык функционирует.
При оценке того, удался ли автору портрет героини или насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики, но и на детали. Например, полезно чувствовать, как выбор эпитета может повлиять на интерпретацию.
Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях.
Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.
Вышеперечисленные приемы, используемые в системе, позволяют глубоко, понимать прочитанное; объединять информацию и "привязывать" ее к определенной жизненной ситуации; применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях. В итоге у учащихся к окончанию школы будет сформирована читательская грамотность высокого уровня.