Необходимость изучения истории в школе обуславливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главной задачей школьного исторического образования является формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Я считаю, что именно на уроках истории происходит формирование исторических ориентиров, самоидентификации. И создание полной исторической картины невозможно без изучения денежных систем, мер веса, длины, происхождения имен собственных, гербов и символов, алфавитов и пр., которые не отражены в существующих УМК по истории.
Все это затрудняет изучение истории и создает определенные трудности, поэтому именно эти науки я включила в содержание курса "Ключи к тайнам Клио".
Новизна данного курса - вариативность, системно-деятельностный подход, творческая направленность и оригинальность содержания.
Разработав данную программу и апробировав ее, я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие дидактического материала для учащихся по вспомогательным историческим дисциплинам, мало доступной наглядности, мало контрольно-измерительных материалов для проверки усвоения изученного материала.
Не все темы предоставлены в доступной для детей форме. И в течении нескольких лет разрабатывала рабочие листы для занятий по внеурочной деятельности. Итогом работы стала авторская рабочая тетрадь "Ключи к тайнам Клио".
Цель проекта: использование потенциала рабочей тетради для организации активной познавательной деятельности учащихся при изучении вспомогательных исторических дисциплин.
Практическая значимость состоит в том, что материалы рабочей тетради могут быть использованы учителями истории при организации познавательной деятельности учащихся. Рассмотрев и применив несколько вариантов рабочих листов, установила, что наиболее оптимальным и целесообразным вариантом будет смешанный тип тетради.
Разработанная модель рабочей тетради включает в себя следующие блоки: информационный, основной, контрольный, вспомогательный и справочный. Справочный блок содержит информацию о содержании учебного материала, т.к. информация разбросана по нескольким учебникам и возникла необходимость конструировать учебную информацию в рабочей тетради, упрощать формулировку предложений, детально продумывать логику изложения учебной информации.
Например, в разделе "Метрология" - размещены основные меры веса, длины, объема в системе СИ, в разделе "Генеалогия" - основные правила построения герба, применение цветов и символов.
Основной блок содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания изученного материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. (в каждом разделе раскрывается понятийный аппарат, основные принципы работы специалиста, интересные факты)
Контрольный блок предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку обучающихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Задания обеспечивают усвоение знаний, как на репродуктивном уровне, так и на творческом. Предполагается формирование не только предметных, но и надпредметных знаний и умений: умения логически мыслить, рассуждать, систематизировать и классифицировать факты, обобщать, делать выводы, формируется мировоззрение, навыки делового бесконфликтного общения.
Формируется навыки финансовой грамотности (знакомство учащихся с сущностью денег, усилить интерес к изучению экономики), читательской и математической грамотности ("Метрология", "Хронология")
Привожу несколько примеров заданий, которые содержатся в рабочей тетраде.
1. Рост царевны равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Ее талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 1 локоть. Вычисли рост, размер талии и определи длину юбки в системе СИ
2. Игра "Покажите на себе"
3 дюйма, 7 пядей, 2 вершка, 3 ладони, 1 локоть, 4 фута, 5 саженей, 1 перст
3. Соотнесите праздники и народы Поволжья.
а) Роштувань куд
б) Саварни
в) Навруз
г) Красная горка
д) Шумбрат
е) Сурхури
ж) Сабантуй
з) Троица
и) Велань Озкс
к) Акатуй
л) Нардуган
м) Масленица
Иллюстрации в рабочей тетради рабочие, т.е. обучающие. К ним ставятся вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. (например, предлагается составить герб своей семьи или своего класса)
В конце каждой темы внутри тетради предусмотрена серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Заключение содержит темы докладов и проектов, ссылки на интернет ресурсы, литературу.