В настоящее время происходит активная модернизация и информатизация образования, что обусловлено и соответствующим законодательством. В образовательной деятельности уже привычным является использование мультимедийных презентаций, видеофайлов и даже интерактивных образовательных ресурсов.
Популярным сервисом становится и использование электронного журнала, который позволяет обеспечивать не только учет образовательных достижений школьников, но и снизить административную нагрузку на школу.
Статистическая отчетность также уже представлена в электронном виде, формирование и размещение планов финансово-хозяйственной деятельности, контрактов и т.п. осуществляется с помощью автоматизированных информационных систем, но все ещё существует проблема оперативного получения информации и обмена данными непосредственно в школе. Кроме этого важной составляющей является и стоимость автоматизированных информационных систем и соответствующего программного обеспечения, которое можно использовать в управлении образованием.
В своей образовательной организации мы нашли выход, изучив особенности работы наиболее популярных сервисов Google - это Google-документы и Google Формы. Несмотря на некоторые ограничения и поправки со стороны Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, вступившие в силу в марте 2023 года, по обработке персональных данных и использованию тех или иных ресурсов, стоит всё же рассказать об использовании выше названных сервисов.
Одним из главных преимуществ Google-документов является возможность обеспечения совместного доступа, как для редактирования, так и для простого просмотра документов, в том числе онлайн и с любого устройства, например, с ноутбука или смартфона. Каждый пользователь, которому обеспечен доступ к Google-документам, работает с актуальной версией документа, а все изменения сохраняются автоматически.
Самым популярным в школьной работе стал сервис Google Docs - редактор текстовых файлов, которые можно скачивать и затем редактировать в Microsoft Word. Данный сервис использовался для создания планов и анализов работы. В частности был создан шаблон анализа работы школьного методического объединения, руководителям которых был дан доступ, в результате чего у каждого была возможность, как работать с документом в облаке, так и скачать его.
Следующий сервис, который позволял оперативно получать информацию - это Google Таблицы, аналог таблицы MS Excel они использовались для создания баз данных. В каждой Google Таблице создавали количество листов по количеству школьных методических объединений и формировали базу по составу объединения, содержащую информацию о повышении квалификации и аттестации педагогических работников.
Такие базы позволяли не только получать оперативно необходимые данные в любом месте и в любое время, но и осуществлять контроль над своевременной актуализацией созданных баз данных, составлять необходимые отчёты для органов управления образованием.
Интересным оказался и ещё один – это Google Формы. Этот инструмент позволял очень быстро запустить анкетирование, наблюдать за его процессом, а самое главной автоматически получать данные в виде готового отчёта и в виде электронной таблицы с ответами. Результаты далее можно использовать и для отчётов, и для выступления с докладом, используя компьютерную презентацию с диаграммами и данными на них.
В период пандемии в работе школы использовали ещё один сервис Google Meet – это инструмент для проведения совещаний и педагогических советов. При этом не использовали расширенные функции, так как видео встречи организовывали с количеством человек до 100.
В связи с тем, что у каждого педагога был уже зарегистрирован свой Google аккаунт, пользовались и электронной почтой Gmail.
Все созданные с помощью Google инструментов документы находились на Google Диске – это облачное хранилище. В любой момент времени хранящиеся документы можно просмотреть, отредактировать, при необходимости скачать, сохранить на съёмное устройство или отправить по электронной почте. Более того, в случае потери информации на дисковых носителях, из облачного хранилища её с легкостью можно восстановить. Главное условие - иметь доступ к хранилищу и документу.
Здесь стоит отметить, что доступ к созданным документам и базам ограничивался доступом административного персонала и руководителями школьных методических объединений и только для внутреннего пользования.
В этой статье описаны только несколько примеров использования некоторых инструментов, на самом деле возможностей больше и использовать их можно ещё шире. Рассмотренные выше инструменты Google помогли более продуктивно организовать работу административного и педагогического персонала школы, поддерживать ведение баз данных в актуальном режиме, оперативно получать необходимую информацию.
В заключении следует подчеркнуть, что в работе школы можно эффективно использовать облачные хранилища с предлагаемым бесплатным объёмом. Опыт использования облачного хранилища Google Drive для нашей школы является хорошим ресурсом для внедрения в работу и других облачных хранилищ на новых ресурсах.