C презентацией и приложениями для учащихся 7 класса.
УМК: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием "функции" в Excel, с основными категориями стандартных функций.
Оборудование: ПК, проектор, презентация "Стандартные функции Microsoft Excel", ресурсы обеспечивающие доступ к ЭОР по теме: "Электронные таблицы".
Планируемые результаты:
предметные:
(этапы урока соответствуют этапам формирования практических умений по Гальперину П.Я.)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
|
а) Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте учебник, тетрадь, ручки, карандаши и дневник. Итак, начнем наш урок. Французский писатель XIX века Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будем активными, внимательными, поглощать с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни и при сдаче экзамена в 9 классе. Изучение какой большой темы мы начали на предыдущих уроках? Пододвиньте к себе опорные конспекты, подпишите их. Как обычно в начале урока определяем область своего знания в области незнания на данном этапе изучения темы и заполняем опорный конспект: я знаю, я хочу узнать. Что же каждый из вас уже знает и хочет узнать в ходе изучения темы и сможем ли мы это сделать сегодня на уроке? б) Для чего в окружающей нас действительности нужны электронные таблицы, вернее программа работы с ней? Зачем мы приступили к изучению этой темы? Да, действительно, Да будь я старушкой преклонных годов, И то, без унынья и лени, Программу Excel изучу я за то, Что очень люблю вычисленья! |
Проверяют свою готовность к уроку.
«Электронные таблицы в прикладной среде MicrosoftExcel». Слушают, подписывают, определяют, заполняют.
Электронные таблицы позволяют выполнять расчеты достаточно сложные, которые нужно красиво оформить и представить графически в виде диаграмм. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
|
а) Пользуясь опорным конспектом и знаниями, полученными на прошлом уроке, отвечаем на поставленные вопросы: (вопросы в приложении). Вам необходимо правильно назвать адрес ячейки, в которой скрывается вопрос, и ответить на него. б) Пользуясь опорным конспектом и знаниями, полученными на прошлом уроке, я попрошу вас разбиться по парам, сесть за компьютеры и выполнить с 1 по 5 задания опорного конспекта. Для этого вам необходимо открыть файл с электронными образовательными ресурсами, который сейчас находится в свернутом состоянии. Для этой работы вам отводится 7 минут, работаем быстро. 1. Произвести сравнительную характеристику окон, представленных в конспекте и в цифровом образовательном ресурсе №1. Записать в опорный конспект недостающие в ресурсе элементы окна. 2. Работая с цифровым образовательным ресурсом №2 и опорным конспектом ответить на следующие вопросы: - Данные, каких типов могут быть введены в электронную таблицу? - Данных, какого типа не хватает в ресурсе? - Как осуществляется выравнивание различных типов данных? 3. Пользуясь цифровым образовательным ресурсом № 4 записать в опорный конспект полученную формулу, произвести ее расчет и записать полученный результат. 4. Пользуясь цифровым образовательным ресурсом №7 записать в опорный конспект адреса диапазонов ячеек. Диапазоны ячеек в MS Excel 5. Выполните задание №5 опорного конспекта. Пересядьте на рабочие места, захватив опорные конспекты. |
Выбирают вопросы, отвечают на них.
Сравнивают, записывают недостающие элементы окна в опорный конспект.
Письменно отвечают на поставленные вопросы.
Записывают формулу, считают и записывают результат в опорный конспект.
Определяют адреса диапазонов ячеек.
Производят вычисления по формулам, проверяют результаты на практике. |
Как вы думаете, можно было задачу, поставленную в 5 задании опорного конспекта, решить как-то иначе, проще? (=А1+А2+А3+А4+А5). Как? |
Да. Используя понятие «функции» электронных таблиц |
IV. Получение новых знаний Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного ознакомления обучающимися элементов форматирования ЭТ |
|
Итак, подберите самостоятельно слова-ассоциации к понятию «функция», запишите их в соответствующую строку опорного конспекта. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Используя слова ассоциативного ряда давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение понятия «функция» Excel. Электронная таблица MicrosoftExcel содержит большое количество функций, которые называются стандартными. Давайте запишем в соответствующую строку опорного конспекта определение понятию «стандартная функция».
Стандартная функция – заранее определенная формула, имеющая следующий вид: Имя функции (Аргументы). Возвратимся к формуле =А1+А2+А3+А4+А5, ее можно заменить на эквивалентную ей формулу =СУММ (А1:А5) со стандартной функцией СУММ. Как вы думаете, зачем нужна эта замена?
Итак, возвращаясь к понятию стандартная функция, СУММ - это имя функции, а A1:A5 (диапазон ячеек) - ее аргументы. Что может входить в состав аргументов стандартных функций? Ответ на этот вопрос мы будем находить на протяжении изучения данной темы. Все функции Excel подразделены на категории. Каждая категория содержит функции, которые решают определенные задачи. Сегодня мы остановимся на математических и статистических функциях (см. приложение). Возьмите приложение «Встроенные функции табличного процессора Excel». Перечислите функции, относящиеся к категории «математические»? Как вы думаете, для чего они предназначены? Перечислите функции, относящиеся к категории «статистические»? Как вы думаете, для чего они предназначены? Таким образом, структурируем полученную вами информацию о стандартных функциях. Переверните приложение, заполняем представленную схему. |
Выписать на доску: формула, величина, переменная, аргумент, абсцисса, ордината, график, вычисления… Функция Excel – формула, с помощью которой производятся вычисления по заданным величинам (значениям).
Длинное математическое выражения превращается в более компактный и понятный вид.
Для выполнения математических операций cвеличинами
Для выполнения статистических вероятностных операций с величинами
Структурируют |
V. Физкультминутка |
|
Мы много писали, устали. Давайте отдохнем. Я буду давать команды, а вы их выполнять (программная физкультминутка). |
Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. |
VI. Первичное закрепление нового материала Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции. |
|
Перед вами в задании №4 опорного конспекта представлен алгоритм ввода стандартной функции в ячейку электронной таблицы. Используя данный алгоритм, выполните задание №5 опорного конспекта. Для этого сядьте по 2 человека за компьютер, работайте парами в среде электронных таблиц MicrosoftExcel. С какими функциями, предложенными вам в приложении «Встроенные функции табличного процессора Excel» мы не успели сегодня познакомиться? Да, действительно, эти более сложные по своей структуре стандартные функции мы рассмотрим на следующем уроке. |
Слушают, выполняют задание по заданному алгоритму.
СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ |
VII. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|
А сейчас я порошу вас выполнить задание №6 опорного конспекта и оценить свою работу на уроке с помощью изученных сегодня стандартных функций. Если у вас сегодня все получилось, то можно использовать функции МАКС, СУММ, СТЕПЕНЬ, ПРОИЗВЕД. Если получилось, но не все - СРЗНАЧ. Если было трудно и сложно на уроке, то функцию МИН, КОРЕНЬ. Я попрошу вас сдать опорные конспекты на проверку (выставление оценок за урок), каждый из вас получит оценку за работу в опорном конспекте. |
Анализируют работу на уроке через самооценку своей деятельности. |
VIII. Домашнее задание |
|
Задание №7 опорного конспекта вы выполните дома самостоятельно. Вам необходимо выучить основные понятия темы по опорному конспекту, знать основные стандартные функции Excel. |
Записывают домашнее задание. |