Воспитательный процесс – самый ответственный и трудоемкий, от него зависит не только уровень интеллектуального развития ребенка, но и его отношение к окружающему миру, психологическое и эмоциональное развитие, духовное и культурное становление.
Основополагающим моментом в работе педагога является грамотный подбор методов воспитательной работы.
В своей воспитательской практике я, как воспитатель, часто использую сказки, даже самые отчаянные шалунишки готовы их слушать с неослабевающим интересом. На этом интересе строится воспитательская методика "Сказкотерапия".
Сказки – это такой чудесный инструмент, который открывает перед ребенком мир полный волшебства
Ребята любят не только слушать, но и сочинять сказки: порой это просто старая сказка, пересказанная в реалиях нашего времени, а иногда ничем неограниченный полет фантазии, и тогда появляется что-то совершенно новое.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить фантазию в правильное русло, для того чтобы сказка стала не просто неким продуктом детского творчества, а принесла реальную пользу, научив ребенка чему-то полезному. Очень тяжело наблюдать за детьми, только поступившими в наше учреждение, дети замкнуты, не идут на контакт, им сложно выразить свои желания и мысли, их работы оставляют гнетущее впечатление.
Но проходит совсем немного времени, дети начинают общаться, вместе творить и смотреть на мир совсем другими глазами. И я считаю, что в этом немалую роль играет "Сказкотерапия".
Хочу рассказать, как же проходит процесс рождения сказки воспитанников: часто с подачи детей за основу берется случай, который произошел с ним самим, а дальше, как было сказано выше, в дело вступает фантазия, и пока кто-то из взрослых воспитанников записывает, кто-то сразу рисует иллюстрации к будущему шедевру.
Случаются и казусы: рассказчик описывает страшного мохнатого паука, а художник рисует нечто нежно - лилового цвета и абсолютно не согласен с тем, что паук ужасный злодей, в результате появляются истории с разными сюжетными линиями. В нашей копилке есть "сезонные" и ситуативные сказочки для маленьких воспитанников "Про жирафика, который не любил шарфы", "Модная свинка", "Про бегемотика, который любил болеть, чтобы прогуливать школу", "Котенок и компания", "Азбука общения".
Из названий сказок понятно, что эти истории, направлены на привитие детям определенных поведенческих навыков. Так "Котенок и компания" рассказывает о том, что ждет ребенка на улице при самовольном уходе, а "Модная свинка", что нельзя жертвовать здоровьем в угоду моде, "Паук и слизень" учит дружбе. К Новому году мы выпустили альбом "Празднование Рождества на Руси", сказки про богатырей.
Многие скажут: "Зачем изобретать велосипед, все уже давно придумано", позвольте не согласится с данным утверждением. И вот почему! В процессе совместного творчества дети общаются, им приходится идти на компромиссы, договариваться друг с другом все это - коммуникативные компетенции, жизненно необходимые в становлении личности.
При этом не будем забывать о нравственно-смысловой составляющей, пусть и в несколько примитивной форме ребенок сам создает образовательное пространство и в дальнейшем воспитатель может активно с ним взаимодействовать в максимально в комфортных для ребенка условиях.
Вот такая прямо скажем, незамысловатая методика помогает развить разные умения: критическое и креативное мышление, кооперацию, коммуникацию, метакогнитивные навыки, грамотность, которые жизненно необходимы.