Тренировка памяти у детей с ЗПР на уроках химии

Память – удивительное свойство человеческого разума. Все, что мы переживаем, запоминаем, наши впечатления, ощущения, движения – все сохраняется в памяти. Хорошая память ценилась всегда, а в настоящее время – это особенно актуально.

Она является мостом между прошлым, настоящим и будущем. За это отвечают миллиарды клеток, образующих мозг. Именно там закладывается память. Человеку приходится быстро думать, действовать и делать что-то новое.

Именно для этого необходимо иметь знания. Память каждого человека уникальна и индивидуальна и чем больше мы будем ее тренировать, тем лучше она будет функционировать и развиваться.

У учащихся с ЗПР очень часто наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания – произвольного и непроизвольного, кратковременного и долговременного. У таких детей снижена прочность запоминания и ограничен объем памяти.

Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказываться на успеваемости учащихся по всем предметам. Чтобы воспроизвести информацию для детей с ОВЗ приходится прилагать специальные дополнительные усилия.

Развитие детей с ОВЗ имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Хорошая память дает возможность ориентироваться в море информации, принимать правильные решения

Химия является достаточно специфическим предметом в школе и обладает высокими дидактическими возможностями для развития и тренировки. Очень часто дети перестают любить химию, так как им сложно дается запоминание формул, химических знаков, терминов и правил.

Химия – это действительно сложная, но, в свою очередь, очень интересная наука. В процессе обучения от учащихся постоянно требуется запоминание материала, заучивание терминов и специфического языка учебного предмета, что определяет необходимость высокого уровня развития данной познавательной способности. Для детей с ОВЗ требуется определенный подход и подбор особых методик для обучения и понимания учебного процесса.

Не существует универсального способа оптимизации мозга для сохранения и полученной информации, а также не все методы развития имеют право на свое существование. Успех возможен только при регулярных занятиях, так как мозг необходимо постоянно держать в тонусе, так же, как и мышцы своего тела.

В ходе размышлений возник вопрос: как можно помочь детям с ОВЗ облегчить получение и изучение такого сложного предмета как химия? Для легкого и прочного запоминания необходимо, чтобы слово наполнялось содержанием или тем, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами сильного ощущения – и в этом мне помогает метод рационального запоминания – мнемотехника.

Мнемотехника применяется для изучения химических элементов периодической системы. Она тренирует зрительную и слуховую память. Учитель показывает учащимся карточку с символом химического элемента, четко и громко проговаривает его название и указывает на то, где этот элемент встречается в природе и организме человека, а также описывает его значение. Результат запоминания оправдывает себя, так как идет достаточно быстрое и эффективное усвоение полученной информации.

По уровню хранения память имеет несколько видов:

  • сенсорная (имеет длительность 0,25 секунд);
  • кратковременная (длительность 20 секунд);
  • долговременная (время действия и объем неограниченны).

Зрительная и слуховая память довольно хорошо развита у всех людей, тем не менее кто-то лучше запоминает полученную информацию на слух, а кто-то посредством органов зрения. Очень хорошо было бы провести среди учащихся, особенно в коррекционных классах, тест, который позволит определить вид памяти ребят. Он достаточно простой:

Слуховая память: прослушивание ряда слов – кислород, спиртовка, воздух, колба, азот, пробирка, группа, газ. После услышанного учащиеся должны записать те слова, которые успели запомнить, а позже еще раз прослушать словесный ряд и подсчитать количество терминов, которые смогли записать по памяти.

Зрительная память: прочитать про себя слова, которые будут выведены на слайде – нефть, натрий, спиртовка, химия, воронка, сода. Далее действия аналогичны со слуховой памятью.

По результатам теста можно понять, кто из учащихся аудиал, а кто визуал. Во время общения аудиал не смотрит на собеседника, в то время, как визуалу необходимо смотреть в сторону собеседника. Проведенный тест поможет учителю правильно подобрать задания для дальнейшего усвоения материала.

Существует особый вид зрительно – образной памяти – эйдетический. Данный вид памяти подразумевает способность некоторых индивидов к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. На уроках химии я провожу следующий тест: перед учащимися выкладываются предметы лабораторного оборудования, в течении 15 секунд они их рассматривают.

После дети закрывают глаза. Предметы меняются местами, либо убираются совсем. Открыв глаза ребята должны отметить какие предметы лежат не на своих местах, каких не хватает, а какие и вовсе лишние. В ходе данной работы так же можно использовать различные картинки "Найдите отличия". Чем больше ученик найдет отличий, тем большая у него склонность к эйдетическому восприятию информации.

Рассмотрим еще одну технологию, которая помогает улучшить память детей с ОВЗ на уроках химии – мнемоникаот (от греческого mnemonikon – искусство запоминания). Хочу предложить некоторые методы улучшения памяти, которые наилучшим образом подходят именно для вас:

Метод ассоциативных связей

Мысленные связи между образами. Главное – это яркий образ, чем он ярче, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, тем больше слов вы запомните. Ассоциации должны быть яркими, цветными, движущимися, сменяемыми, большими.

В случае, если ассоциации будут обыденными, есть вероятность, что учащиеся их быстро забудут. Например – молекула воды имеет ушастую форму, а алмаз – пирамиду, катод – минус (в составе имеет 5 букв), анод – плюс (4 буквы) посчитав количество букв в словах можно легко запомнить заряды электродов.

Другим примером служит словесный ряд : температура → градусник → жидкий металл → ртуть. Так же есть приемы рифмования и ритмизации – перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Учебный материал в такой форме запоминается намного лучше:

  • У водорода – один электрон и возглавляет шествие он.
  • Второй период – восемь персон: командует литий, последний неон.
  • Алюминий, железо и хром – их валентность равна трем!
  • Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.
  • Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда.

Мнемонические матрицы

При помощи этого метода можно изучить наиболее сложные темы. При помощи этого метода память развивается и тренируется посредством упражнений.

Рукой не трогай реактивы
Начнутся страшные нарывы
А коль коснешься кислоты
О, скоро пожалеешь ты!

Химия элементов

По формуле, как ни смотри,
Они не разняться никак:
Все тот же кальций – це – о три
И мел, и мрамор, и известняк.

Для запоминания алканов

  • Милый – металл
  • Этичный – этан
  • Практичный – пропан
  • Барашек – бутан
  • Пасется – пелтан
  • В горах – гексан
  • Гималаях – гептан

Метод запоминания цифр и цифровой информации

Данный метод дает ассоциации, позволяющие кодировать информацию для запоминания.

Тема "Металлы"

Семь металлов создал свет,
По числу 7 планет,
Дав нам космос на добро
Медь, железо, серебро

Злато, олово, свинец,
Сын мой, сера – их отец,
И спеши сын мой узнать
Всем им ртуть родная мать.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что все приемы запоминания информации можно и нужно развивать, тренировать память для более эффективной работы головного мозга.

Все мнемонические приемы повышают познавательную активность обучающихся, а как следствие повышают интерес к изучению предмета "Химия".

В заключении хотелось бы остановится на словах Б. Паскаля "Память человеку необходима для всех проявлений души".

Размер:
18.47 Kb
Скачали:
2

Метки к статье: обмен опытом, химия, ЗПР, ОВЗ