В данной статье - методической разработке описывается личный опыт использовании интерактивных игровых методик (на примере lapbook) на уроках иностранного языка.
Согласно требованиям ФГОС педагогам необходимо искать и внедрять в свою работу интерактивные и эффективные методические средства, и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности ребенка.
К ним можно отнести и лэпбук. Что же это такое lapbook, зачем он нужен, чем хорош и интересен детям? Для начала, давайте разберемся, откуда же к нам пришло само понятие lapbook. Переняли эту технологию из Америки.
В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга)
В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования (homeschooling). При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.
Иными словами, лэпбук – это интерактивная папка, самодельная книжка-раскладушка, которая состоит из всевозможных кармашков, конвертов, книжечек, карточек и подвижных элементов. В нем собирается материал по конкретной теме, реализовываются задачи любой из образовательных областей, а также он может быть интегрированным.
Такая тематическая или интерактивная папка, состоит из элементов, которые ребенок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминается и закрепляется материал. Лэпбук может являться как результатом совместной деятельности педагога с детьми, так и самостоятельной деятельности ребенка.
Лэпбук предоставляет возможность ребенку самому знакомиться с наглядным материалом, он сам решает, как взаимодействовать с папкой, какие задания или игры использовать первыми.
Подводя итог теоретической части, можно говорить о том, что лэпбук – итоговый результат совместной работы по теме. Важный условие успешного и быстрого (что немаловажно) создания тематической папки в том, что изготовлению должны предшествовать тематические занятия, изучение лексики и грамматических структур, обсуждение сложных вопросов и выполнение заданий.
Только так ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. Идеальный вариант изготовления папки – совместно, тогда информация будет лучше запоминаться и усваиваться. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию.
Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания. Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру - папка А4 в сложенном виде и А3 в развернутом. Однако, в данном случае мы готовили мини-лэпбук из листа формата А4.
Для изготовления лэпбука понадобятся следующие основные материалы (но фантазия, как водится, не имеет границ):
Готовые шаблоны для интерактивных элементов проще скачать и распечатать. В интернете много полезного по запросу "lapbook templates".
Как говорилось выше, эта статья помимо теоретической части затрагивает часть реально практическую: данную технологию я открыла для себя пару лет назад, но использовала ее в основном на частных занятиях один-на-один с ребенком. И вот спустя эти пару лет решилась, наконец, опробовать лэпбук на школьном 2 классе.
Выбор темы сложностей не вызвал. Занимаясь по учебнику Spotlight и пройдя темы My family и My house (Module 1), пришла идея создания лэпбука. Макет "нарисовался" быстро и в голове, и на бумаге. Была проведена подготовительная работа по созданию элементов. Лэпбук с учащимися готовился 2 урока (по программе, согласно КТП).
На первом уроке учащиеся узнали, что такое лэпбук и что они будут делать – в качестве образца был показан готовый лэпбук, созданный учителем. Большая часть урока была отведена под "сборку" тематической папки. На втором уроке второклассники закончили проект, и бОльшая часть урока была посвящена непосредственно игре и закреплению тем.
Для себя четко разделила плюсы и минусы подобной технологии. Во-первых, тратятся колоссальные временные ресурсы на подготовку – время урока ограничено 45 минутами. За этот промежуток с учащимися 2-х классов невозможно создать информативную и, главное, интерактивную тематическую папку с нуля – уйдет слишком много времени на подготовку элементов.
Поэтому ВСЯ подготовительная часть - вырезание, складывание бумаги, ламинирование, заклеивание скотчем элементов и т.д. – ложится на Ваши плечи. И, если с одним учащимся проблем практически нет, то, для класса в 25-30 человек, временные затраты ощутимы. (Возможно, со старшеклассниками дело идет быстрее)
В качестве решения проблемы можно предложить привлечение родителей к подготовке элементов лэпбука.
Из плюсов заинтересованность и вовлеченность каждого ребенка в процесс, т.к. папка оформлялась самостоятельно – учащийся сам решал, как расположить интерактивные элементы. Материал усвоился качественнее (по результатам контрольной по модулю).
Итог – нескучный урок, море позитива и, конечно же, запоминание темы в непринужденном формате.