Рейтинговая система контроля – это совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показаниям индивидуальной учебной деятельности, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому участнику рейтинга в разрезе любой дисциплины, любого вида занятия, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Под балльно-рейтинговой системой понимается система накопительной количественной оценки качества освоения обучающимися как учебных дисциплин, так и основной образовательной программы в целом, включая внеурочную деятельность, и результаты обучающихся, достигнутые во внешней образовательной среде
Балльно-рейтинговая система является элементом реализации образовательного процесса по образовательным программам, разработанным на основе Федерального компонента стандартов среднего (полного) общего образования.
Система оценки качества освоения учащимися основной образовательной программы в компетентностном подходе основывается на объектированных формах предъявления образовательного результата. Под образовательными результатами понимаются все результаты, достигнутые учащимися в процессе и по итогам освоения основной образовательной программы.
Образовательные результаты, которые должны быть достигнуты учащимися в ходе освоения учебного предмета, фиксируются в рабочей учебной программе по предмету.
Образовательные результаты, достигаемые учащимися в ходе внеучебной деятельности, в рамках реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП), фиксируются в образовательных программах ИнОП.
Образовательные результаты предъявляются учащимися в форме объектов оценивания: продуктов учебной деятельности или действия учащегося, позволяющие оценить его компетенции, знания и навыки. Объекты оценивания создаются индивидуально или группой учащихся. К объектам оценивания относятся: презентации, отчеты о практических и лабораторных работах, практические, расчетные, графические задания, проекты, контрольные работы и пр.
В рейтинговой системе принята 100-балльная шкала оценки работы учащихся за отчетный период. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается выполнение контрольных мероприятий, обязательных для сдачи, несмотря на болезнь или отсутствие на уроках по другим причинам. Дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий.
Проведение контрольных мероприятий регламентируется учебно-тематическим планированием (УТП) по предмету и расписанием занятий на текущий период.
Посещаемость занятий не входит в число контрольных мероприятий. Пропуски обучающимися занятий по неуважительным причинам являются дисциплинарным нарушением. Ответственность обучающегося за посещение занятий определяется иными нормативноправовыми документами. Академическая задолженность должна быть ликвидирована обучающимся.
Балльно-рейтинговая система оценки образовательных результатов обучающихся основана на проведении совокупности контрольных мероприятий, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения модуля предмета.
Последовательность проведения контрольных мероприятий оформляется в виде графика контрольных мероприятий, который определяется УТП по предмету и утвержденным расписанием занятий на текущий период. В случае пропуска обучающимся контрольного мероприятия обучающийся имеет право пройти данное контрольное мероприятие в специально утвержденное время.
Для перевода рейтинговых баллов в 5-тибалльную оценку используется следующая градация:
При рейтинговой системе контроль знаний, умений и навыков становится эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. В ходе проведения различных видов контроля обеспечивается получение необходимой информации о степени усвоения учащимися учебного программного материала, что позволяет учителю и учащемуся своевременно корректировать свои действия в учебном процессе.
Контрольными мероприятиями (КМ) могут быть различные типы работ (контрольная работа, проверочная работа, тест, и т.д.). Каждому КМ присваивается определенное количество баллов:
Виды работ |
Количество баллов |
Контрольная работа, тест |
8-10 |
Проверочная, самостоятельная работа |
6 - 8 |
Написание проекта |
4 - 7 |
Лабораторная работа, практикум |
5-10 |
Работа у доски |
1 - 3 |
Выполнение домашнего задания |
1 - 3 |
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ:
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) |
Баллы |
|
Стандартная работа |
Повышенный уровень |
|
Не превышает 30% |
0 - 2,0 |
0 - 3,0 |
Не превышает 50% |
2,1 – 4,0 |
3,1 - 6,0 |
Не превышает 80% |
4,1 - 6,0 |
6,1 - 8,0 |
Превышает 80% |
6,1 - 8,0 |
8,1 - 10,0 |
Оценка учебной деятельности (ОУД) учащихся по предмету определяется учителем самостоятельно. Количество и форму оцениваемых работ преподаватель определяет исходя из содержания учебного материала в течение модуля (1/2 триместра) или полугодия. ОУД – сумма баллов за текущие работы в течение триместра или полугодия.
Текущий рейтинг учащиеся могут улучшить за счет получения дополнительных баллов:
Виды работ |
Количество баллов |
|||
Участие в олимпиадах, конкурсах, НПК |
|
Школьный уровень |
Городской уровень |
Региональный уровень |
участник призер победитель |
1 3 5 |
3 7 10 |
5 10 15 |
|
Выполнение презентации с публичной защитой (проектная работа) |
3 |
|||
Выполнение заданий повышенной сложности |
3 |
Предусмотрено начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное эмоциональное регулирование отношения ученика к образованию:
Виды работ |
Количество баллов |
Опоздание на урок |
-1 |
Наличие мобильного телефона |
-1 |
Не вовремя сданная домашняя (зачетная) работа |
-2 |
Для того чтобы осуществлять рейтинговую систему оценки учителю необходимо:
Перед изучением каждого модуля учащимся сообщаются:
Для домашних заданий устанавливается конечный срок сдачи, в течение которого задание будет оцениваться из максимального количества баллов. В том случае, если ученик не сдает задание во время, ему не выставляется никакой отметки. При этом он имеет возможность до конца изучения темы это задание сдать, однако, максимально возможная оценка будет снижаться.
Ученик должен сдать все зачетные работы, несмотря на болезнь или отсутствие на уроках по другим причинам. Ученик, пропустивший по болезни уроки, имеет право взять домой дидактический материал, который использовался при изучении темы. Ученик имеет право подготовить работу дома и отчитаться по ней.
Для того, чтобы учащиеся могли прийти переписать, сдать, проконсультироваться или просто потренироваться в решении задач, учитель выделяет специальное время.
В конце изучения каждой темы (главы) составляется рейтинг учащихся.
Итоговый учебный рейтинг учащегося по предмету "Математика" за учебный год определяется на основе его рейтингов по учебным предметам: алгебра и начала анализа и геометрия и рассчитывается по формуле: ИРМ = РА + РГ, где ИРМ – итоговый рейтинг по предмету, РА - рейтинг по предмету алгебра и начала анализа, РГ – рейтинг по предмету геометрия.
Внеучебный рейтинг учащегося определяется на основании выполнения образовательных программ и объекта оценивания по данным видам образовательной деятельности.
Рейтинг по дополнительной образовательной деятельности, иллюстрирующий освоение учащимися курсов, не предусмотренных ИОП (дополнительное образование, курсы, олимпиады, конкурсы, проекты и т.п.) состоит из баллов, фактически набранных учащимся. Итоговый внеучебный рейтинг рассчитывается по формуле: ИВР = РИнОП1 + РИнОП2 + …
Интегрированный итоговый рейтинг учащегося за учебный год / два года обучения по всем видам образовательной деятельности предмета "Математика" подсчитывается по формуле: ИИР = ИР + ИВР + ИРДО.
Итоговый интегральный рейтинг – это индивидуальный числовой показатель, отражающий положение обучающегося среди всех учащихся, определяемое суммой баллов учебного и внеучебного рейтингов и рейтинга по индивидуальным достижениям учащегося во внешней образовательной среде по итогам года.
ИОП – индивидуальная образовательная программа учащегося, включающая ИУП и все иные виды образовательной деятельности учащегося.
ИнОП (инновационные образовательные практики) – виды образовательной деятельности, включенные в ИУП или ИОП учащегося, такие как профессиональные пробы, исследовательская деятельность, проектные работы, учебные практики и т.д.