В образовательной сфере любая деятельность обучающихся всегда должна оцениваться. Современная система образования требует от учителя по-иному взглянуть на возможности этого метода подведения итогов работы учеников.
По требованиям новых стандартов основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В процессе работы учитель может оценить глубину и объем усвоенного обучающимися материала, а также скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу, тем самым стимулировать познавательную активность ребят.
Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:
В систему оценивания на уроках технологии включаются: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль, с применением различных методов и форм оценивания, такие как собеседование, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы
Для постоянного текущего контроля на уроках технологии в 5-7 классах можно использовать "Карту оценивания", которая позволит объективно оценить работу обучающихся, а также:
Особенность использования такой карты состоит в том, что на каждом этапе урока все ребята получают отметку и фиксируют ее в оценочном листе. При подведении итогов урока каждая ученица определяет средний балл, который и выставляется в журнал за работу на уроке.
Отметки за этапы урока обучающиеся выставляют в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На начальном этапе данной работы критерии задаются учителем, в дальнейшем привлекаются сами дети.
Задания |
1 балл |
0,5 балла |
0 баллов |
Готовность к уроку (наличие инструментов и материалов) 1 балл – полностью готов к уроку; 0,5 балла – нет материала или инструментов; 0 баллов – не готов к уроку. |
|
|
|
Повторение материала 1 баллов - дан правильный ответ с подробным пояснением материала 0,5 баллов – дан правильный ответ без объяснения 0 балл - дан неверный ответ |
|
|
|
Практическая работа 1 балл – работа выполнена полностью и аккуратно; 0,5 балла – работа выполнена не полностью; 0 баллов – не смог выполнить работу. |
|
|
|
Оригинальность работы 1 балл – работа выполнена самостоятельно, не скопирована; 0 баллов – работа скопирована у одноклассника. |
|
|
|
Соответствие темы урока 0 баллов – работа не соответствует теме урока; 1 балл – работа соответствует теме урока. |
|
|
|
Итоговая оценка: |
|
Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока. Например, при проверке практической работы по теме "Машинные швы", в критерии оценивания добавляются требования к качеству такие как:
При подведении итогов в конце урока становится ясно, кто на каком этапе не доработал, то есть не набрал полное количество баллов. Ребенок сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное – мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
При такой систематической работе у ребят развиваются навыки самоконтроля. Ведь ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен получать самостоятельно знания.
Использование "Карты оценивания" делает этот процесс прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.