Оценивание деятельности обучающихся на уроках технологии

В образовательной сфере любая деятельность обучающихся всегда должна оцениваться. Современная система образования требует от учителя по-иному взглянуть на возможности этого метода подведения итогов работы учеников.

По требованиям новых стандартов основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

В процессе работы учитель может оценить глубину и объем усвоенного обучающимися материала, а также скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу, тем самым стимулировать познавательную активность ребят.

Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

  • устанавливать, что знают и понимают учащиеся;
  • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения;
  • отслеживать индивидуальный прогресс воспитанников в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;
  • обеспечивать обратную связь для учителей, обучающихся и их родителей;
  • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

В систему оценивания на уроках технологии включаются: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль, с применением различных методов и форм оценивания, такие как собеседование, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы

Для постоянного текущего контроля на уроках технологии в 5-7 классах можно использовать "Карту оценивания", которая позволит объективно оценить работу обучающихся, а также:

  1. научить ребенка самому оценивать себя;
  2. выявить причины снижения качества успеваемости;
  3. показать ученику пути повышения отметки по предмету;
  4. развивать общеучебные умения и навыки;
  5. воспитывать дисциплинированность;
  6. улучшать психологический климат на уроке.

Особенность использования такой карты состоит в том, что на каждом этапе урока все ребята получают отметку и фиксируют ее в оценочном листе. При подведении итогов урока каждая ученица определяет средний балл, который и выставляется в журнал за работу на уроке.

Отметки за этапы урока обучающиеся выставляют в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На начальном этапе данной работы критерии задаются учителем, в дальнейшем привлекаются сами дети.

Оценка достижений обучающихся при решении учебных и практических задач на уроках технологии

Задания

1 балл

0,5 балла

0 баллов

Готовность к уроку (наличие инструментов и материалов)

1 балл – полностью готов к уроку;

0,5 балла – нет материала или инструментов;

0 баллов – не готов к уроку.

 

 

 

Повторение материала

1 баллов - дан правильный ответ с подробным пояснением материала

0,5 баллов – дан правильный ответ без объяснения 

0 балл - дан неверный ответ

 

 

 

Практическая работа

1 балл – работа выполнена полностью и аккуратно;

0,5 балла – работа выполнена не полностью;

0 баллов – не смог выполнить работу.

 

 

 

Оригинальность работы

1 балл – работа выполнена самостоятельно, не скопирована;

0 баллов – работа скопирована у одноклассника.

 

 

 

Соответствие темы урока

0 баллов – работа не соответствует теме урока;

1 балл – работа соответствует теме урока.

 

 

 

Итоговая оценка:

 

  • 4 балла – отлично;
  • 3 балла – хорошо;
  • 2 балла – удовлетворительно;
  • 1 балл – неудовлетворительно.

Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока. Например, при проверке практической работы по теме "Машинные швы", в критерии оценивания добавляются требования к качеству такие как:

  1. ровность строчки;
  2. наличие закрепления строчки;
  3. соответствие цвета ткани и ниток;
  4. соответствие ширины шва требованиям к шву;
  5. наличие влажно-тепловой обработки готового шва, которые обязательно проговариваются перед началом работы.

При подведении итогов в конце урока становится ясно, кто на каком этапе не доработал, то есть не набрал полное количество баллов. Ребенок сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное – мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.

При такой систематической работе у ребят развиваются навыки самоконтроля. Ведь ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен получать самостоятельно знания.

Использование "Карты оценивания" делает этот процесс прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, технология