После того как учащиеся осмыслят и предварительно закрепят знания конкретных синтаксических конструкций, они должны выработать навыки правильного их произношения и чтения.
А для этого нужна систематическая и разнообразная тренировка, которая должна иметь место на всех уроках и на каждом их этапе.
Приведем примеры упражнений по обучению выразительному чтению в связи с повторением и закреплением синтаксиса и пунктуации. Например, при опросе учащихся 7 класса могут быть предложены карточки со следующими заданиями.
Карточка № 1
1. Чем отличаются союзные слова от союзов? Приведем примеры.
2. Выразительно прочитай оба варианта предложения и объясни различие в смысловых оттенках этих вариантов в зависимости от различия в постановке знаков препинания:
а) Свободная от дежурства команда давно спала.
б) Свободная от дежурства, команда давно спала.
Карточка № 2
1. Скажи правило постановки двоеточия в предложении с обобщающим словом при однородных членах. Приведи пример.
2. Выразительно прочитай все три варианта предложения и объясни их смысловое различие в зависимости от различной постановки знаков препинания:
а) Приготовлю уроки - наколю дров, схожу погуляю.
б) Приготовлю уроки, наколю дров - схожу погуляю.
в) Приготовлю уроки, наколю дров, схожу погуляю.
Карточка № 3
1. Расскажи все, что знаешь о придаточном предложении причины. Приведи примеры.
2. Скажи, как произносится сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Приведи примеры, выпиши их на доску и графически обозначь повышения и понижения голоса, паузы и логические ударения.
Карточка № 4
1. Что называется сложносочиненным предложением? Приведи пример.
2. Графически обозначь паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса в следующих предложениях:
а) Становилось прохладно, оттого что наступил вечер.
б) Становилось прохладно оттого, что наступил вечер.
Разумеется, учитель должен требовать выразительного чтения и всех тех примеров, которые приводит учащиеся для иллюстрации грамматических определений и пунктуационных правил. Таким образом, и опрос, помимо проверки и закрепления знаний, умений и навыков учащихся в области синтаксиса и пунктуации, при такой постановке обучения способствует развитию и укреплению навыков выразительного чтения и речевого слуха.
Подобные упражнения способствуют, кроме того, выработке навыков чтения знаков препинания.
В целях развития навыков выразительного чтения знаков препинания, а также закрепления синтаксиса полезно предлагать учащимся пунктуационные задачи. Например, выразительно прочитать оба варианта предложения и объяснить их смысловое различие в зависимости от различной постановки знаков препинания:
Задание 1
а) Взволнованный событиями вахтер не мог спокойно говорить.
б) Взволнованный событиями, вахтер не мог спокойно говорить.
Задание 2
а) Лариса, звонила Наташа.
б) Лариса звонила, Наташа.
Задание 3
а) Он, верно, решил поставленную перед ним задачу.
б) Он верно решил поставленную перед ним задачу.
Задание 4
а) Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
б) Мы сидели на углу бастиона так, что в обе стороны могли видеть все.
Задание 5
а) Я посмотрел в окно: мимо нашего дома проходил почтальон.
б) Я посмотрел в окно - мимо нашего дома проходил почтальон.
Задание 6
а) Пушкин - величайший русский поэт, создатель русского литературного языка.
б) Пушкин, величайший русский поэт, - создатель русского литературного языка.
Рекомендуемые пунктуационные задачи могут решаться следующим методическим путем. Учитель выписывает на доску предложение в двух вариантах или вывешивает заготовленную таблицу с подобными примерами.
Учащиеся молча читают оба варианта предложения. Опираясь на их различие в пунктуации, самостоятельно разбираются в строе и смысловом значении каждого варианта. Затем по вызову учителя выразительно читают примеры и объясняют, в чем заключается их смысловое и грамматическое различие.
Учащимся может быть дано примерно следующее объяснение смыслового различия между пунктуационными вариантами первого предложения: между вариантом Взволнованный событиями вахтер не мог спокойно говорить и вариантом Взволнованный событиями, вахтер не мог спокойно говорить есть определенное различие в смысловых оттенках.
Нам известно правило, что определение, стоящее впереди определяемого слова, обособляется и отделяется запятой, если говорящий хочет особо подчеркнуть его значение; в данном случае оно приобретает причинное или уступительное значение.
В обоих вариантах речь идет о взволнованном событиями вахтере, который не мог спокойно говорить. Во втором варианте пишущий выделил запятой определение взволнованный событиями, значит он хотел придать ему причинное значение.
В этот вариант примера вкладывается следующее значение: вахтер не мог спокойно говорить, так как он был взволнован событиями. Определение взволнованный событиями при произношении отчетливо отделяется от определяемого слова вахтер паузой.
В первом варианте пишущий не придает определению взволнованный событиями причинного значения, не подчеркивает его и сохраняет за ним только роль определения по отношению к слову вахтер. Следовательно, подобное определение, стоящее впереди определяемого существительного, не выделяется при письме запятой, а при произношении - паузой.
На последующих уроках хорошо выполнить и такое упражнение: учитель сам выразительно читает варианты предложения, а учащиеся внимательно слушают, на слух (по интонации) точно воспринимают строй и смысл каждого предложения, а затем записывают его на доске и в тетрадях, расставляя необходимые знаки препинания. После записи примеров учащиеся выразительно читают их.
В связи с построением и закреплением синтаксиса и пунктуации в целях развития навыков выразительного чтения целесообразно выполнять специальные упражнения. Наряду с прочими упражнениями может быть и выразительное чтение текста (например, отрывка из художественного произведения с обращениями) с последующим объяснением в нем знаков препинания, например из "Мертвых душ" Н.В. Гоголя.
При повторении и закреплении вводных слов и вводных предложений и правил пунктуации при них целесообразно провести выразительное чтение небольшого насыщенного ими связного текста.
Полезно также поупражнять учащихся в чтении парных предложений, где слова, одинаковые по форме, выступают то в роли вводного слова, то в роли члена предложения:
На последующих уроках хорошо выполнить и такое упражнение: учитель выразительно читает варианты предложения, а учащиеся внимательно слушают, по интонации точно воспринимают строй и смысл каждого предложения, а затем записывают его на доске и в тетрадях, расставляя необходимые знаки препинания.
В процессе построения и закрепления обособленных приложений и пунктуации при них в числе прочих могут иметь место следующие виды работ.
Обьясниетльный диктант
Могут быть использованы такие примеры:
Последовательно каждое предложение выразительно читается учителем, обязательно повторяется учащимся, затем записывается на доске и в тетрадях. После записи (перед объяснением постановки знаков препинания) каждое предложение вновь перечитывается учащимися со строгим соблюдением необходимых пауз, логических ударений и мелодики тона.
Выразительное чтение двух-трех предложений с обособленными приложениями
Для этого используется заранее подготовленная таблица (или запись на доске) с соответствующими примерами. Вот примерная таблица.
Выразительно прочитайте следующие предложения:
Если вызванные учащиеся недостаточно выразительно читают примеры, учитель требует построенного чтения их, добиваюсь абсолютной точности и выразительности.