Повторение и закрепление синтаксиса и пунктуации на классных и внеклассных занятиях

После того как учащиеся осмыслят и предварительно закрепят знания конкретных синтаксических конструкций, они должны выработать навыки правильного их произношения и чтения.

А для этого нужна систематическая и разнообразная тренировка, которая должна иметь место на всех уроках и на каждом их этапе.

Приведем примеры упражнений по обучению выразительному чтению в связи с повторением и закреплением синтаксиса и пунктуации. Например, при опросе учащихся 7 класса могут быть предложены карточки со следующими заданиями.

Карточка № 1

1. Чем отличаются союзные слова от союзов? Приведем примеры.

2. Выразительно прочитай оба варианта предложения и объясни различие в смысловых оттенках этих вариантов в зависимости от различия в постановке знаков препинания:

а) Свободная от дежурства команда давно спала.
б) Свободная от дежурства, команда давно спала.

Карточка № 2
1. Скажи правило постановки двоеточия в предложении с обобщающим словом при однородных членах. Приведи пример.

2. Выразительно прочитай все три варианта предложения и объясни их смысловое различие в зависимости от различной постановки знаков препинания:

а) Приготовлю уроки - наколю дров, схожу погуляю.
б) Приготовлю уроки, наколю дров - схожу погуляю.
в) Приготовлю уроки, наколю дров, схожу погуляю.

Карточка № 3

1. Расскажи все, что знаешь о придаточном предложении причины. Приведи примеры.

2. Скажи, как произносится сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Приведи примеры, выпиши их на доску и графически обозначь повышения и понижения голоса, паузы и логические ударения.

Карточка № 4
1. Что называется сложносочиненным предложением? Приведи пример.

2. Графически обозначь паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса в следующих предложениях:

а) Становилось прохладно, оттого что наступил вечер.
б) Становилось прохладно оттого, что наступил вечер.

Разумеется, учитель должен требовать выразительного чтения и всех тех примеров, которые приводит учащиеся для иллюстрации грамматических определений и пунктуационных правил. Таким образом, и опрос, помимо проверки и закрепления знаний, умений и навыков учащихся в области синтаксиса и пунктуации, при такой постановке обучения способствует развитию и укреплению навыков выразительного чтения и речевого слуха.

Подобные упражнения способствуют, кроме того, выработке навыков чтения знаков препинания.

В целях развития навыков выразительного чтения знаков препинания, а также закрепления синтаксиса полезно предлагать учащимся пунктуационные задачи. Например, выразительно прочитать оба варианта предложения и объяснить их смысловое различие в зависимости от различной постановки знаков препинания:

Задание 1
а) Взволнованный событиями вахтер не мог спокойно говорить.
б) Взволнованный событиями, вахтер не мог спокойно говорить.

Задание 2
а) Лариса, звонила Наташа.
б) Лариса звонила, Наташа.

Задание 3
а) Он, верно, решил поставленную перед ним задачу.
б) Он верно решил поставленную перед ним задачу.

Задание 4
а) Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
б) Мы сидели на углу бастиона так, что в обе стороны могли видеть все.

Задание 5
а) Я посмотрел в окно: мимо нашего дома проходил почтальон.
б) Я посмотрел в окно - мимо нашего дома проходил почтальон.

Задание 6
а) Пушкин - величайший русский поэт, создатель русского литературного языка.
б) Пушкин, величайший русский поэт, - создатель русского литературного языка.

Рекомендуемые пунктуационные задачи могут решаться следующим методическим путем. Учитель выписывает на доску предложение в двух вариантах или вывешивает заготовленную таблицу с подобными примерами.

Учащиеся молча читают оба варианта предложения. Опираясь на их различие в пунктуации, самостоятельно разбираются в строе и смысловом значении каждого варианта. Затем по вызову учителя выразительно читают примеры и объясняют, в чем заключается их смысловое и грамматическое различие.

Учащимся может быть дано примерно следующее объяснение смыслового различия между пунктуационными вариантами первого предложения: между вариантом Взволнованный событиями вахтер не мог спокойно говорить и вариантом Взволнованный событиями, вахтер не мог спокойно говорить есть определенное различие в смысловых оттенках.

Нам известно правило, что определение, стоящее впереди определяемого слова, обособляется и отделяется запятой, если говорящий хочет особо подчеркнуть его значение; в данном случае оно приобретает причинное или уступительное значение.

В обоих вариантах речь идет о взволнованном событиями вахтере, который не мог спокойно говорить. Во втором варианте пишущий выделил запятой определение взволнованный событиями, значит он хотел придать ему причинное значение.

В этот вариант примера вкладывается следующее значение: вахтер не мог спокойно говорить, так как он был взволнован событиями. Определение взволнованный событиями при произношении отчетливо отделяется от определяемого слова вахтер паузой.

В первом варианте пишущий не придает определению взволнованный событиями причинного значения, не подчеркивает его и сохраняет за ним только роль определения по отношению к слову вахтер. Следовательно, подобное определение, стоящее впереди определяемого существительного, не выделяется при письме запятой, а при произношении - паузой.

На последующих уроках хорошо выполнить и такое упражнение: учитель сам выразительно читает варианты предложения, а учащиеся внимательно слушают, на слух (по интонации) точно воспринимают строй и смысл каждого предложения, а затем записывают его на доске и в тетрадях, расставляя необходимые знаки препинания. После записи примеров учащиеся выразительно читают их.

В связи с построением и закреплением синтаксиса и пунктуации в целях развития навыков выразительного чтения целесообразно выполнять специальные упражнения. Наряду с прочими упражнениями может быть и выразительное чтение текста (например, отрывка из художественного произведения с обращениями) с последующим объяснением в нем знаков препинания, например из "Мертвых душ" Н.В. Гоголя.

При повторении и закреплении вводных слов и вводных предложений и правил пунктуации при них целесообразно провести выразительное чтение небольшого насыщенного ими связного текста.

Полезно также поупражнять учащихся в чтении парных предложений, где слова, одинаковые по форме, выступают то в роли вводного слова, то в роли члена предложения:

  1. Озеро, видно, за тем лесочком. (Озеро видно за тем лесочком)
  2. Он, одним словом, ответил экзаменатору. (Он одним словом ответил экзаменатору)
  3. Это известие для вас, должно быть, приятно. (Это известие для вас должно быть приятно)
  4. Сердце, верно, подсказало ему выход из положения. (Сердце верно подсказало ему выход из положения)

На последующих уроках хорошо выполнить и такое упражнение: учитель выразительно читает варианты предложения, а учащиеся внимательно слушают, по интонации точно воспринимают строй и смысл каждого предложения, а затем записывают его на доске и в тетрадях, расставляя необходимые знаки препинания.

В процессе построения и закрепления обособленных приложений и пунктуации при них в числе прочих могут иметь место следующие виды работ.

Обьясниетльный диктант

Могут быть использованы такие примеры:

  1. Книга, лучший источник знаний, помогает человеку жить.
  2. Лучший источник знаний, книга помогает человеку жить.
  3. Мы, советские школьники, должны хорошо готовиться к большой трудовой жизни.
  4. Дети разных народов, мы мечтою о мире живем.
  5. Таня, моя младшая сестра, очень любит цветы.
  6. Моя младшая сестра Таня очень любит цветы.
  7. Моя младшая сестра, Таня, очень любит цветы.

Последовательно каждое предложение выразительно читается учителем, обязательно повторяется учащимся, затем записывается на доске и в тетрадях. После записи (перед объяснением постановки знаков препинания) каждое предложение вновь перечитывается учащимися со строгим соблюдением необходимых пауз, логических ударений и мелодики тона.

Выразительное чтение двух-трех предложений с обособленными приложениями

Для этого используется заранее подготовленная таблица (или запись на доске) с соответствующими примерами. Вот примерная таблица.

Выразительно прочитайте следующие предложения:

  1. Чайковский, гениальный русский композитор, очень любил природу.
  2. Гениальный русский композитор Чайковский очень любил природу.
  3. Гениальный русский композитор, Чайковский, очень любил природу.
  4. Прошло сто лет - и юный град, полнощных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво.

Если вызванные учащиеся недостаточно выразительно читают примеры, учитель требует построенного чтения их, добиваюсь абсолютной точности и выразительности.

Размер:
16.6 Kb
Скачали:
9