Возможности работы с тестовыми заданиями закрытого типа на платформе Дневник.ру для учителя

В условиях дистанционной формы обучения все большее значение приобретает работа с учебными платформами.

Автоматизированная форма выдачи и проверки заданий снижает нагрузку как на учителя, так и на ученика, упрощая процесс обратной связи при сохранении объективности оценивания. В связи с этим возрастает роль теста как формы проверки знаний обучающихся.

Многие платформы, такие как ЯКласс, РЭШ и другие, располагают готовыми вариантами тестовых заданий, которые учитель может использовать в своей работе. Однако при очевидном удобстве этих ресурсов, предлагаемые задания зачастую не отвечают индивидуальным потребностям учителя, связанных с особенностями подачи учебного материала, учетом уровня класса, материалом повторения и другими факторами.

Для учителя, нацеленного на создание прочной связи урок – проверка знаний, выходом становится составление авторских тестов, и эту возможность дает платформа Дневник.ру, являющаяся для многих школ основной формой взаимодействия с учениками в период дистанционного обучения. В настоящей статье мы рассмотрим, какие возможности работы с тестами дает платформа Дневник.ру.

Первым и очевидным достоинством является возможность создания теста для урока – задания, привязанного к конкретному уроку, на который по прохождении теста система автоматически выставляет оценку. Настройка теста дает возможность отображать в отчете, который видит ученик, результат в баллах или результат и правильные ответы, что создает условия для проведения индивидуальной работы над ошибками.

Второй положительный момент связан с возможностью настроек теста таким образом, чтобы исключить возможность списывания. Так, в настройках теста можно указать случайный порядок отображения разделов теста при их наличии, вопросов, вариантов ответа. Кроме того, можно задать параметр "любые (количество)", в таком случае ученики получат задание с неодинаковым набором вопросов из перечня составленных учителем.

Практический опыт использования тестирования на платформе Дневник.ру показал, что установка ограничений по времени и лимита попыток может существенно затруднить работу с заданием учеников, у которых имеются технические трудности.

Недостатком теста с автоматизированной проверкой является единственный возможный тип вопроса – закрытый, в которых ученик выбирает правильный ответ из предложенных вариантов, что затрудняет проверку и отработку некоторых значимых умений по предметам лингвистического цикла.

В этой статье мы рассмотрим, как можно использовать закрытые тесты для организации эффективной, разнообразной и неоднонаправленной проверки знаний на дистанционном уроке.

1. Выбор из множества одного верного ответа. Этот вариант эффективен, когда объективно наличие в задании единственного верного ответа. Приведем некоторые примеры.

Определение какого-либо грамматического признака (отработка навыка).

1.1.1. Укажи падеж выделенного имени существительного.
Солнечными лучами согревало нас утро.
1) И.п., 2). Р.п., 3)Д.п, 4)В.п., 5) Т.п., 6) П.п.

1.1.2. Укажи наклонение выделенного глагола.
Пусть идет дождь.
1) Изъявительное 2) Повелительное 3) Условное

1.2. Указание верного варианта объяснения (учащийся должен самостоятельно объяснить орфограмму или пунктограмму, а затем сопоставить свое объяснение с одним из вариантов ответа).

1.2.1. Выбери верное объяснение правописания слова гореть
1) корень с чередованием, 2)корень, проверяемый ударением, 3) непроверяемый корень

Это задание может быть осложнено, в этом случае учащемуся указать не только группу, к которой относится корень, но и выбрать верный вариант написания. В зависимости от разнообразия вариантов, это задание может иметь разную степень сложности.е

1.2.2. Выбери верное объяснение правописания слова г…реть.

1) Чередующийся корень, в безударном положении пишется а,
2) Чередующийся корень, после корня нет суффикса –а-, поэтму в корне пишется о
3) Проверяемый корень, проверочное слово – горе, в корне пишется о.

Степень сложности этого задания определяется также продолжительностью ряда предложенных слов.

1.3. Обобщение изученного орфографического правила.

1.3.1. В каком варианте ответа все глаголы пишутся с не- слитно?
1) (не)доумевать, (не)хотеть 2) (не)годовать, (не)волить, 3)(не)знать, (не)думать

Это задание может быть осложнено, в этом случае учащемуся недостаточно определить верный вариант написания, но необходимо вспомнить правила и исключения из них.

1.3.2. В каком варианте ответа все слова являются исключением из правила?

1) пораже(н/нн)ый, искре(н/нн)ий,
2) ветре(н/нн)ый, стекля(н/нн)ый,
3) ю(н/нн)ый, некраше(н/нн)ый.

2. Выбор из множества нескольких верных ответов. Этот тип тестового задания может быть эффективен как а этапе изучения новой темы, так и на этапе закрепления и обобщения. Приведем примеры.

2.1. Укажите все глаголы-исключения.
1) смотреть, 2) говорить, 3) читать, 4) видеть, 5) ненавидеть, 6) терпеть, 7) забыть, 8) вертеть, 9) любить, 10) обидеть, 11) стелить, 12) дышать, 13) петь, 13) брить

Это задание можно осложнить, задав дополнительное условие. Например: укажите все глаголы-исключения, которые склоняются по образцу 2 спряжения (1 спряжения).

2.2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Казалось (1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой (2) холодной ночи (3) и клубы пара (4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.

Это задание также может быть осложнено указанием дополнительного условия: указать все цифры, на месте которых должны стоять запятые при обособленном определении.

2.3. Укажите слова, являющиеся главными членами предложения.

Затихший воздух чутко держит каждый шорох
1) затихший, 2) воздух, 3) чутко, 4) держит, 5) шорох

2.4.1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СДВИНУЛ – приставка неизменяемая
2) ВОССТАТЬ – приставка зависит от последующего глухого согласного
3) ЗАГОВОРИТЬ – приставка неизменяемая
4) ПРИМКНУТЬ – приставка зависит от последующего звонкого согласного
5) РАССВЕЛО – приставка зависит от значения

Это задание может быть осложнено, если создать орфографическую задачу.

2.4.2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (кофе) ГОРЯЧ(?) — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
2) (нет) ТУЧ(?) — на конце существительного 3 склонения после шипящего буква Ь не пишется.
3) (дорога вдоль) ДАЧ(?) — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
4) (далекая) ГЛУШ(?) — в имени существительном 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

3. Исключение. Этот тип задания может предполагать выбор как одного, так и нескольких верных ответов. Учащемуся необходимо выбрать неверный вариант ответа.

3.1. Укажите слова, написание которых не объясняется правилом: при противопоставлении с союзом А не- с прилагательным пишется раздельно.

1) (не)красивый, а страшный,
2) (не)добрый, а злой,
3) (не)уклюжий, а симпатичный,
4) (не)ряшливый, а приятный

3.2. Укажите слова, написание которых не зависит от наличия противопоставления.

1) (не)маленькая, но хрупкая,
2) (не)знать, а уметь,
3) (не)зеленый, а синий,
4) (не)радостный, а грустный.

3.3. Укажите предложения, в которых перед И не нужна запятая. Знаки препинания не расставлены.

1) Когда наступит утро (…) И солнце осветит мир своими лучами станет все по-иному.
2) Мама готовила (…) И я радостно возилась с тарелками чтобы помочь ей.
3) Отец читал газету попеременно хмыкая себе под нос (…) И качая головой.
4) Мы молчим скрывая истину (…) И понимая это нас ни о чем не спрашивают.

4. Альтернативный выбор. Это задание с выбором из двух вариантов ответа: "верно" и "неверно". Эффективно использовать его для трудных по содержанию вопросов, в которых варианты ответа требуют анализа.

4.1. Укажите верную характеристику выделенного слова. Дождь обступает лес стеной.

1) дополнение, выраженно именем существительным в винительном падеже.
2) подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.

4.2. Расставьте знаки препинания, проанализируйте предложение. Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать пастух расстегнув ворот синей рубашки сняв старую шляпу сел на ствол поваленной березы и занялся лещом.

Верно ли утверждение: в этом предложении есть однородное подчинение придаточных частей?
1) да 2) нет

4.3. Укажите, верно ли объяснение выделенного слова. (Не)скошенная в августе трава к сентябрю поникшими желтыми нитями устилала землю.
Выделенное слово является полным страдательным причастием, которое пишется раздельно, потому что у него есть зависимое слово.
1) да 2) нет

Практика использования закрытых тестов разного типа показала свою эффективность в период дистанционного обучения и представляется перспективной и удобной формой работы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом