Практико-ориентированный урок - это форма учебного занятия, которая предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся с документами, картами, текстами, историческими материалами, рабочими листами, макетами, гербариями, в результате чего происходит практическое и творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
Задача таких занятий повышение интереса к предмету, способствующего развитию любознательности и творческой активности, а также практическое применение знаний в разных жизненных ситуациях.
Как правило, практико-ориентированные занятия охватывают все этапы процесса обучения, обеспечивая качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала
В качестве примера, предлагаю карту познавательно-игровой программы "Удивительная лаборатория".
Цели:
Задачи:
Планируемые результаты:
Организация образовательного пространства: в классе расставлены парты для организации групповой работы. Каждая пара парт – это импровизированная лаборатория. Расставлены они по кругу, чтобы было пространство для перемещения учащихся от одной лаборатории к другой. На каждой парте должны быть таблички с наименованием лаборатории.
Оборудование и материалы:
В начале занятия учащимся класса предлагается ощутить себя учеными в области цитологии, палеонтологии, ботаники, систематики, зоологии, анатомии и селекции. Им предстоит пройти 7 лабораторий, где школьники должны сделать открытия согласно предложенному плану исследования.
В 1-й лаборатории, учащиеся распределяют гербарный материал по группам. Справиться с исследованием им должны помочь знания основных характеристик названных групп растений.
Во 2-й лаборатории ребята по весенним побегам определяют растения до вида.
В 3-й составляют эволюцию человека по предложенным черепам ископаемых останков разных этапов антропогенеза.
В 4-й основная задача учащихся по внешнему виду определить фрукты и овощи по характерным им признакам.
В 5-й, на основе предложенных скелетов Хордовых животных, ребята составляют эволюцию развития животного мира.
В 6-й лаборатории школьникам предстоит определение внешних и внутренних органов человека, разобрать и собрать внутренности грудной и брюшной полостей.
7-я лаборатория самая увлекательная. Здесь необходимы знания строения клеток, умение работать с микроскопом. Учащиеся вспоминают правила изготовления микропрепаратов, изготавливают его и сравнивают полученные данные со всеми группами.
Как выглядят инструктивные карточки, которые направляют деятельность учащихся, рассмотрим далее.
Распределите предложенные экземпляры на Споровые растения и Семенные растения. Ответ напишите на листочке в таком формате:
споровые: …, … (названия растений указаны в нижнем квадрате на гербарном материале)
Семенные: …, …, …, ….
Определите по внешнему виду побега название растения. Ответ оформите таким образом:
1) название растения
2) ...
3) ...
Составьте эволюцию человека по предложенным черепам ископаемых останков разных этапов антропогенеза, выложив черепа от самых ранних представителей к современным формам. Ответ оформите в виде эволюционной схемы только из предложенных экземпляров.
Определите по внешнему виду фрукты, овощи и грибы. Дайте им названия. Распределите на группы. Пригласите учителя.
Расположите в правильном порядке скелеты Хордовых животных, начиная с самого раннего. Определите скелеты классов животных, представленных на столе. Пригласите учителя.
Соберите органы брюшной и грудной полости, не оставляя ни одного органа. Распределите оставшиеся органы на внутренние и внешние. По окончании работы пригласите учителя.
Вам необходимо приготовить микропрепарат из кожицы лука и рассмотреть его в микроскоп. При изготовлении препарата строго следуйте инструкции.
Порядок изготовления:
Рефлексия проводится после того, как каждая группа "ученых" пройдет все лаборатории. Анализируя свои открытия, учащиеся делают выводы о том, как называют ученого, который овладеет навыками той или иной лаборатории. А также высказываются о возможном выборе своей профессии, связанной с биологическими науками.