Практико-ориентированные уроки биологии в 9-11 классах на примере познавательно-игровой программы "Удивительная лаборатория"

Практико-ориентированный урок - это форма учебного занятия, которая предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся с документами, картами, текстами, историческими материалами, рабочими листами, макетами, гербариями, в результате чего происходит практическое и творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.

Задача таких занятий повышение интереса к предмету, способствующего развитию любознательности и творческой активности, а также практическое применение знаний в разных жизненных ситуациях.

Как правило, практико-ориентированные занятия охватывают все этапы процесса обучения, обеспечивая качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала

В качестве примера, предлагаю карту познавательно-игровой программы "Удивительная лаборатория".

Цели:

  • способствовать развитию познавательного интереса к различным областям биологической науки путем открытий, сделанных самостоятельно в импровизированных лабораториях;
  • помочь учащимся выпускных классов с самоопределением (определить профиль дальнейшего обучения).

Задачи:

  • повторить общую классификацию семенных и споровых растений;
  • привить навыки работы с гербарным материалом, макетами; с текстом, позволяющие закрепить имеющие знания и расширить кругозор учеников;
  • развить умения устанавливать причинно-следственные связи, слушать одноклассника; работать со средствами технической оснащенности (мультимедиа проектор, телефон, микроскоп), умение работать с раздаточным материалом.

Планируемые результаты:

  1. знание многообразия биологических наук и профессий;
  2. умение применять теоретические знания на практике;
  3. умение работать с дидактическим материалом, макетами и текстом;
  4. умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
  5. наличие познавательного интереса к изучению отдельных биологических наук.

Организация образовательного пространства: в классе расставлены парты для организации групповой работы. Каждая пара парт – это импровизированная лаборатория. Расставлены они по кругу, чтобы было пространство для перемещения учащихся от одной лаборатории к другой. На каждой парте должны быть таблички с наименованием лаборатории.

Оборудование и материалы:

  • гербарный материал (растения семенные, споровые), весенние побеги (клен, дуб, сирень, орешник, береза);
  • черепа человекообразных обезьян и человека (шимпанзе, австралопитек, рамапитек, синантроп, питекантроп, неандерталец, человек разумный);
  • макеты фруктов и овощей (яблоки разных сортов, груши, персики, свекла, репа, морковь, картофель, томаты, баклажаны, цукини и т.п.);
  • скелеты хордовых животных (рыба, лягушка, ящерица, птица (голубь), млекопитающее (крыса);
  • разборно-сборный макет внешних и внутренних органов человека (разборный торс);
  • световой микроскоп, для изготовления микропрепарата: луковица (фиолетовая), пинцет, препаровальная игла, вода, пипетка, предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага.

Карта занятия

В начале занятия учащимся класса предлагается ощутить себя учеными в области цитологии, палеонтологии, ботаники, систематики, зоологии, анатомии и селекции. Им предстоит пройти 7 лабораторий, где школьники должны сделать открытия согласно предложенному плану исследования.

В 1-й лаборатории, учащиеся распределяют гербарный материал по группам. Справиться с исследованием им должны помочь знания основных характеристик названных групп растений.
Во 2-й лаборатории ребята по весенним побегам определяют растения до вида.
В 3-й составляют эволюцию человека по предложенным черепам ископаемых останков разных этапов антропогенеза.

В 4-й основная задача учащихся по внешнему виду определить фрукты и овощи по характерным им признакам.
В 5-й, на основе предложенных скелетов Хордовых животных, ребята составляют эволюцию развития животного мира.

В 6-й лаборатории школьникам предстоит определение внешних и внутренних органов человека, разобрать и собрать внутренности грудной и брюшной полостей.
7-я лаборатория самая увлекательная. Здесь необходимы знания строения клеток, умение работать с микроскопом. Учащиеся вспоминают правила изготовления микропрепаратов, изготавливают его и сравнивают полученные данные со всеми группами.

Как выглядят инструктивные карточки, которые направляют деятельность учащихся, рассмотрим далее.

Лаборатория № 1

Распределите предложенные экземпляры на Споровые растения и Семенные растения. Ответ напишите на листочке в таком формате:

споровые: …, … (названия растений указаны в нижнем квадрате на гербарном материале)

Семенные: …, …, …, ….

Лаборатория № 2

Определите по внешнему виду побега название растения. Ответ оформите таким образом:

1) название растения
2) ...
3) ...

Лаборатория № 3

Составьте эволюцию человека по предложенным черепам ископаемых останков разных этапов антропогенеза, выложив черепа от самых ранних представителей к современным формам. Ответ оформите в виде эволюционной схемы только из предложенных экземпляров.

Лаборатория № 4

Определите по внешнему виду фрукты, овощи и грибы. Дайте им названия. Распределите на группы. Пригласите учителя.

Лаборатория № 5

Расположите в правильном порядке скелеты Хордовых животных, начиная с самого раннего. Определите скелеты классов животных, представленных на столе. Пригласите учителя.

Лаборатория № 6

Соберите органы брюшной и грудной полости, не оставляя ни одного органа. Распределите оставшиеся органы на внутренние и внешние. По окончании работы пригласите учителя.

Лаборатория № 7

Вам необходимо приготовить микропрепарат из кожицы лука и рассмотреть его в микроскоп. При изготовлении препарата строго следуйте инструкции.

Порядок изготовления:

  1. Возьмите из чашки Петри предметное стекло (1 шт).
  2. Капните 1 каплю воды в центр предметного стекла, набрав ее пипеткой из склянки.
  3. Отделите препаровальной иглой от сочных чешуй фиолетового лука прозрачную кожицу. Отщипните небольшой фрагмент пинцетом и положите в капельку воды на предметном стекле.
  4. Накройте объект покровным стеклом оно находиться в фарфоровом тигле.
  5. Соберите излишки воды фильтровальной бумагой (бело-желтые кружочки) по краям покровного стекла, так чтобы оно не двигалось с места. Препарат готов!
  6. Садимся к микроскопу. Его с места не двигаем, перемещаемся сами. Кладем препарат на предметный столик. Устанавливаем объектив на 4X (c красной полоской), двигаем аккуратно винт (сбоку микроскопа) чтобы не раздавить препарат, глядя в окуляр.
  7. Делаем фото в окуляре, чтобы удобнее было давать характеристику образовавшемуся объекту.

Рефлексия проводится после того, как каждая группа "ученых" пройдет все лаборатории. Анализируя свои открытия, учащиеся делают выводы о том, как называют ученого, который овладеет навыками той или иной лаборатории. А также высказываются о возможном выборе своей профессии, связанной с биологическими науками.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!