Использование викторин созданных в "PowerPoint" на уроках истории и внеурочных мероприятиях

Интеллектуальная игра как форма проведения урока или внеклассного мероприятия имеет немалое значение для повышения мотивации к учебе, интереса обучающихся к предмету, формирования УУД.

Одним из видов подобных игры является викторина, формы которой, в свою очередь, так же весьма разнообразны.

Мы хотим рассказать о нашем опыте использования на уроках истории и внеклассных мероприятиях интеллектуальных викторин, созданных в хорошо всем известной программе "PowerPoint", входящей в стандартный пакет MS Office.

Эти викторины нами применялись на уроках обобщения материала, например, викторина "Древний мир" в 5 классе или внеклассных мероприятиях (70 лет Великой Победы), а также как мета предметная викторина на предметной неделе школьного МО (в нашей школе оно включает в себя помимо истории еще и химию, географию, биологию).

Как показывает опыт, участие в викторинах вызывает у учащихся живой интерес, активность, стремление показать свои знания, смекалку, творческие способности и т.д.

В процессе игры создаются условия для формирования УУД:

  • личностные – повышение собственной заинтересованности учеников к учебной деятельности;
  • регулятивные (планирование тактики на игру, распределение ролей в группе, рефлексия по итогам игры и другие);
  • познавательные (умение работать с источниками информации, анализировать и выбирать правильный из вариантов ответов, предполагаемых участниками группы);
  • коммуникативные (умение взаимодействовать с членами группы, вежливое и корректное общение с соперниками).

На этапе подготовки к викторине учитель создает ее, используя инструменты программы "PowerPoint". Структура наших викторин включает в себя: на первом слайде – название викторины. На втором: либо, если эта игра моно предметная, то градацию вопросов (допустим, стоимость их в 10, 20, 30, 40 баллов), либо, если мета предметная, то выбор предметов и градацию вопросов.

В каждый бал включены гиперссылки и при их выборе осуществляется переход к вопросу (это третий блок викторины – слайды с вопросами и ответами). Когда варианты ответов группами озвучены, то при нажатии клавишей мышки, открывается правильный ответ. Для удобства возвращения к слайду с выбором сложности вопросов, на слайде вопросов-ответов есть специальная гиперссылка. Вопросы мы используем и репродуктивного характера, и творческого, и проблемного.

В викторину можно вставлять фото, видео, аудиофайлы. Только надо помнить, что это усложняет презентацию и может привести к ее сбоям, "зависаниям" и т.п. Это неприятно отразится на проведении викторины. Поэтому в наших викторинах используются в основном фотографии.

Сами викторины мы делаем и только с интеллектуальными вопросами, и с заданиями практической направленности – собрать пазл, надеть противогаз, оказать первую медицинскую помощь. Для их проведения используются дополнительные средства и программы.

Конечно, создание викторин требуют от учителя и грамотного отбора вопросов, их градацию, творческого подхода к оформлению внешнего вида презентации и самих заданий. На этапе подготовки учащихся им могут быть даны источники информации, если тема викторины выходит за пределы школьной программы (например, на внеурочном мероприятии), или задание повторить пройденный на уроках материал.

Кроме того, класс делится на группы-команды (если между классами игра, то команда от каждого класса), выбирается капитан, придумывается название команды, девиз и др.). Формируется жюри – это могут быть педагоги или сами школьники.

Этапа проведения викторины в программе "PowerPoint"

Игра начинается с приветственных слов ведущего, представления команд, их девизов, членов жюри. Далее командам предоставляется право выбора вопросов, в соответствии с жеребьевкой. Члены команд могут выбирать сложность вопроса или тему, в зависимости от выбранной тактики – проще вопрос (выше вероятность правильного ответа), но меньше призовые очки или сложнее вопрос, выше риск ошибиться, но и награда выше.

Та команда, которая выбирала вопрос, после 30 секунд обсуждения, отвечает, если неудачно, то соперники (кто первый поднял руку) имеют права предложить свой вариант. Задача жюри следить за регламентом викторины, вести подсчет баллов, осуществлять награждение победителей и призеров. Для возможности отдохнуть командам используются творческие перерывы – музыкальные выступления (например, песня о Великой Отечественной войне на викторине с данной темой), либо игры со зрителями и т.п. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.

На этапе рефлексии ученикам устно или письменно предлагается проанализировать свою работу, что получилось, что нет, какие изменения в следующий раз они бы могли внести. А также оценить свою деятельность. Так как это, чаще всего, уроки истории, то и оценка "историческая" - римский жест большого пальца: вверх или вниз, плюс мы добавили "посередине".

Как показал опыт, учащиеся с энтузиазмом участвуют в подобных викторинах, часто их захватывает дух борьбы, желание победить, показать свои знания, умения и навыки. Все это, как нам кажется, способствует формированию у них интереса к изучаемым предметам. Участникам команды приходится находить между собой "общий язык", координировать и корректировать свою деятельность. Проявлять выдержку, уважительное отношение к сопернику. А вот достойно проигрывать получается не всегда.

Порой ребята "увлекаются", необходима постоянная коррекция со стороны ведущего (как правило, в этой роли выступает учитель). Нужно вести игру в соответствующем русле, координировать действия команд.

В ходе подготовки и применения викторин на занятиях мы столкнулись с трудностями:

  • выбор и градация вопросов – порой участникам казалось, что вопрос переоценен или недооценен;
  • творческое многообразие как в заданиях, так и в оформлении;
  • постоянный контроль хода игры, чтобы не выйти из регламента, успеть по времени, не допустить некорректного поведения и т.д.

В заключении хочется отметить, что викторины в программе "PowerPoint", как нам кажется, весьма интересная и увлекательная как для учеников, так и для самого учителя форма проведения урочных и внеурочных занятий.

Размер:
13.5 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: обмен опытом, история