Статья содержит методические рекомендации для учителей технологии и руководителей кружков по адаптированию техник и видов декоративно-прикладного искусства для детей с умственной отсталостью.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья творчество является основой для обучения, развития и воспитания, ведь творчество – своеобразное средство передачи информации, способ познания мира и себя. Декоративно-прикладное искусство не только полезно детям, но и иногда является уникальной возможностью проявить себя, открыть себя миру, быть значимым и понятым.
Дети с ментальными нарушениями особенно уникальны. Они более чувственны, они воспринимают мир в "своих красках", таким, какой он есть
В творчестве они обладают особенностью, а не ограниченностью. Их нужно всего лишь научить делать это правильно. В обучении детей на уроках технологии или на занятиях внеурочной деятельности, кружка у учителя не должно возникать трудностей. Практически любому виду творчества можно научить ребенка, нужно только подать ему информацию в понятом для него виде.
Также, как и в обучении письму, чтению есть свои подходы, также и в декоративно-прикладном искусстве нужно искать или адаптировать самому технику, которой ребенок овладеет, перешагнет самого себя и будет считать себя важной частью общества. А это и является основной целью обучения – социализация. В своей статье я покажу на примере художественного вышивания, как адаптировать сложный вид декоративно-прикладного искусства.
Цель: адаптирование художественного вышивания для включения обучающихся с различными ментальными нарушениями в новую творческую деятельность и соответственно в обучение декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Художественное вышивание достаточно трудный процесс для детей с ментальными нарушениями, т.к. оно требует особых мыслительных операций, механических действий, а также долгого запоминания приемов работы. Но вышивание тоже может стать доступной техникой декоративно-прикладного искусства, только с адаптированными приемами работы.
В своем педагогическом исследовании я рассматривала обучающихся 8 класса с умеренной степенью умственной отсталости. В данном классе наблюдались разные возможности и разные требования в обучении. В связи с этим обучение осуществлялось с применением индивидуального и дифференцированного подхода, а также с реализацией разноуровневого обучения.
Поэтому обучение вышиванию значительно разнилось у детей, находящихся в одном классе. Обучение некоторым швам пролонгировалось, другим – упрощалось, а иногда само обучение вышиванию сводилось всего лишь к одному шву. Но несмотря на разноуровневое обучение, на разный итоговый продукт, результат обучения велик у каждого ребенка. Ведь цель – овладеть этим видом искусства достигнуто у каждого ребенка.
Обучающиеся на протяжении одной четверти осваивали ручные швы: вперед иголку, назад иголку, стебельчатый, тамбурный, петельный, крест. Выполняли свои работы в виде панно, картин, полотенец. Вышивали нитками мулине на канве, на хлопчатобумажной ткани, используя металлические иглы с большим ушком, пяльцы и станок для вышивания.
По результатам исследования было выявлено, что 30% класса активно осваивает швы, выполняет различные изделия. Примерно 50% класса успевает освоить лишь 2-3 шва, т.к. процесс обучения значительно пролонгируется. И оставшиеся 20% класса находятся лишь на уровне знакомства с вышиванием. Они, как правило, значительно затрудняются нанести рисунок, подготовить ткань и инструменты к работе. А также для них процесс вышивания простым швом "Вперед иголку" пока недоступен.
Для обучения выявленной группы лиц с затрудненным обучением вышиванию необходимо адаптирование приемов обучения данному виду искусства. Поэтому мной были описаны рекомендации по данной теме.
Во-первых, для вышивания используется большая пластиковая игла, но следует выбирать более прочную, качественную иглу, которая не будет легко гнуться. А также для вышивания нужно использовать нитки мулине и канву средней жесткости в большую или среднюю "клетку". Для практических работ необходима подготовка самого задания, с которым ребенок будет работать. Наносить рисунок лучше всего карандашом, а ярким маркером нужно ставить точки, по которым будет шить обучающийся.
Сами задания по уровню овладения можно разделить на разные типы: вышивание по проколам, вышивание по точкам, вышивание по рисунку. А также можно разделить задания по уровню сложности самого рисунка: линия, квадрат, круг, прямоугольник, рисунок (например, яблоко).
Рассмотрим варианты заданий, по которым обучающийся будет последовательно обучаться приемам работы:
Первые минуты каждого занятия следует уделять подготовке нитки и иголки, т.к. обучающийся должен постоянно отрабатывать упражнение "вставить нитку в иголку", завязывание нити. Первоначально лучше ребенку дать вышивать по проколам, можно взять даже шнурок и картон, чтобы он прочувствовал принцип работы, далее переходить к вышиванию по точкам.
Постоянное усложнение позволяет перейти от простой линии к сложному "яблоку". Количество точек на начальном уровне обучения может уменьшаться, а время тренировок может увеличиваться в зависимости от возможностей ребенка, пока процесс не будет доведен до автоматизма. А далее при закрепленном умении вышивать по каждой точке в правильной последовательности самостоятельно, можно усложнять рисунок, убирать точки. И, в конце концов, менять ткань и иглу.
Для каждого ребенка путь в вышивании особенный, индивидуальный, со своим сроком обучения, со своими видами заданий. Но данное адаптирование позволяет обучающимся постепенно осваивать и эту непростую технику и иметь большие, удивительные результаты.
В завершении статьи и конкретно данного педагогического исследования, могу сказать, что цель была достигнута у каждого обучающегося. Вышивание стало для всех интересным, любимым, безопасным творчеством, приносящим радость, и создающим ситуацию успеха у детей. Также разложив и другие техники, и виды декоративно-прикладного искусства, можно обучить детей новому, раньше недостижимому, а теперь приносящему успех, делу.