Театр как вид искусства и его возможности в воспитании обучающихся 10-11 классов

Современная школа стала использовать театральные формы в занятия учебной и внеурочной деятельности.

Большинство школ с гуманитарным или эстетическим направлениями (гимназии и лицеи) были первыми, потом общеобразовательные школы стали вводить в свою программу театральные кружки и факультативы.

Обучающиеся 10-11 классов, это старший школьный возраст - период жизненного самоопределения человека, период интенсивного становления личности.

В этом возрасте формируется мировоззрение, целостная система нравственных и эстетических взглядов, с позиций которых старшеклассник воспринимает окружающий мир и определяет свое место в обществе

Поэтому в старшем возрасте одной из важнейших педагогических задач остается задача интенсификации и обогащения художественного опыта обучающихся, привития навыков его осмысления и анализа.

В силу недостаточного уровня художественных знаний и отсутствия еще стабильной эстетической позиции воспитанниками могут быстро усваиваться модные схемы, социальные идеалы, установившиеся правила в восприятии театрального искусства.

Приобщение обучающихся 10-11 классов к театральному искусству на уроках истории, МХК и литературы должно строиться по двум направлениям:

  • расширение и углубление знаний по театру, полученных в предыдущих классах;
  • приведение этих знаний в определенную историко-искусствоведческую и мировоззренческую систему.

В 10 классе в тесной связи с уроками по литературе или на факультативных занятиях должны осуществляться следующие учебные задачи:

  • обучение чтению драматургического произведения;
  • перевод из инертного восприятия в активное, таких понятий как подтекст, подводное течение, задача, сверхзадача и т.п. Это должно прививаться с помощью творческих заданий;
  • развитие практической технике анализа театрального представления, в частности – определения принципов актерской трактовки образа и принципов режиссерского видения спектакля.

Также обучающиеся 10-11 классов должны реализовывать свои творческие потребности в постановке спектакля. В процессе изучения этой работы обязательно возникнет критерий «современности», актуальности для юных участников выбранной пьесы. Интерпретация должна быть интересна обучающимся, должна устанавливать проблему, разрешению которой будет направлена вся их творческая деятельность.

Выбранный материал становится сырьем для эскизных проб на роль каждого из желающих согласно общему замыслу спектакля. Работа по распределению ролей знакомит обучающихся с ответственностью исполнителя перед своей задумкой, т.е. подводит воспитанника к пониманию значения тщательной работы над ролью.

Среди обучающихся класса распределяются обязанности по разработке спектакля, формируются цеха, которые выполняют постановочные задания и каждый из обучающихся пробует себя в роли художника, композитора, режиссера. Музыкальное и художественное оформление будущего спектакля воспитанники придумывают или выбирают самостоятельно.

При создании художественного образа спектакля у обучающихся формируется ощущение взаимосвязи всех выразительных средств сценического искусства. Работа над персонажем, предстает перед школьниками как выстраивание интересной последовательности действий персонажа. Обучающиеся сочиняют сценические истории своих героев, ищут средства воплощения образа, подбирают костюм, в эпизодической роли, в массовой сцене.

Весь комплекс сценических средств помогает обучающихся 10-11 классов ощутить значение мизансцены, детали, музыки, поведения актера для определения жанра, стиля, идеи спектакля. Таким образом театр, как вид искусства и его возможности в воспитании – это положительный инструмент в системе ценностей, обучающихся 10-11 классов, что в свою очередь формирует мировоззрение и определяет перспективу развития личности.

Размер:
10.3 Kb
Скачали:
0

Метки к статье: обмен опытом