В учебной деятельности любой процесс познавания начинается с импульса, который дает толчок к изучению нового, открытию, не изученного ранее, материала.
Начало каждого урока - очень важный этап, цель которого: мотивировать учащихся к учебной деятельности, здесь нужно суметь перестроиться от слова "надо", к словам "хочу, смогу, сделаю".
Необходимо вызвать удивление, восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению, т.е. эмоция – решающая составляющая для дальнейшего положительного результата изучения нового материала.
Приемы работы:
Так например, на уроках математики в качестве девиза (эпиграфа урока) используются следующие слова:
На уроках геометрии озвучиваю эпиграф урока: "Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии". Для того, чтобы узнать кто автор этих слов, необходимо разгадать кроссвород.
Таким образом, совмещаются сразу два этапа урока: мотивационный и актуализация ключевых знаний учащихся. Целесообразно, далее обсудить со школьниками девиз урока ( в разных формах: беседа, дискуссия, "мозговой штурм"). В случае необходимости, можно задать ряд наводящих вопросов: "Как вы понимаете девиз урока?", "Что они значат для вас?"
Так, например, мотивирующей (исходной) задачей на уроке геометрии при изучении темы "Теорема Пифагора", может служить следующая задача "Сидит в высокой башне принцесса, а перед башней глубокий ров. Какой длины нужно молодцу построить лестницу, чтобы спасти девицу, если ширина рва 4 м, в высота башни 4 м?"
Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся формируют проблему – нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам. Для решения этой проблемы можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив учащимся по группам: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5, 6 и 8, 8 и 15 см и измерить гипотенузу.
Затем учащимся предлагается выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках. Учащиеся выдвигают гипотезы. После установления зависимости между сторонами прямоугольного треугольника эмпирический вывод требует теоретического обоснования, т.е. доказывается теорема Пифагора. В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.
Таким образом, на этапе мотивации используем системно-деятельностный подход, при этом у учащихся не только повышается уровень мотивации к обучению, но и они сами оказываются активными участниками процесса исследования.
Очень хороший результат показывает "Подготовка к изучению целых чисел" в 6 классе по УМК С.М. Никольского. Создается игровая ситуация, где выигрышные очки (положительные числа) и проигрышные очки (отрицательные числа), таким образом, учащиеся, анализируя условие, ведут подсчет выигрышных, проигрышных очков, а далее, выполняют действия над ними.
Абсолютно все учащиеся принимают активное участие в данном виде работы. Более того, в дальнейшем, при выполнении действий над целыми числами разных знаков, учащиеся трактуют числовые примеры с точки зрения игровых ситуаций, что помогает им в вычислении правильного ответа.
Математика - предмет настолько серьезный, что педагогу чрезвычайно важно использовать любую возможность оживить урок. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном – курьезное, в скучном - занимательное, в обычном – необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика.
Роль учителя в этом деле огромная. В первую очередь мы обязаны создать благоприятные условия для того, чтобы ученики смогли постигать новое.