Из опыта работа: пути повышения мотивации на уроках математики

В учебной деятельности любой процесс познавания начинается с импульса, который дает толчок к изучению нового, открытию, не изученного ранее, материала.

Начало каждого урока - очень важный этап, цель которого: мотивировать учащихся к учебной деятельности, здесь нужно суметь перестроиться от слова "надо", к словам "хочу, смогу, сделаю".

Необходимо вызвать удивление, восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению, т.е. эмоция – решающая составляющая для дальнейшего положительного результата изучения нового материала.

Приемы работы:

  • в начале урока высказать добрые пожелания детям; пожелать друг другу удачи;
  • сделать комплимент по поводу их удивленных, восторженных глаз, радости при виде класса (даже если это далеко не так);
  • девиз, эпиграф к уроку "С малой удачи начинается большой успех", "Вместе мы - сила" и т.д. ;
  • музыкальная минутка, шутка, картинка с юмором и др;
  • "готовилась к уроку и сомневаюсь в…, думаю с вами мы решим эту проблемку".

Эпиграф урока

Так например, на уроках математики в качестве девиза (эпиграфа урока) используются следующие слова:

  • "Величие человека - в его способности мыслить" Блез Паскаль.
  • "Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива!" Петер Ропсе.
  • "Математика – это больше чем наука, это жизнь" Нильс Бор.
  • "Презирай лень мысли" В.А. Сухомлинский.
  • "Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…" из "Поучения" Владимира Мономаха.

На уроках геометрии озвучиваю эпиграф урока: "Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии". Для того, чтобы узнать кто автор этих слов, необходимо разгадать кроссвород.

КроссвордКроссворд

  1. Как называется угол, градусная мера которого равна 90?
  2. Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, выходящих из этой точки.
  3. Сколько минут в 1 градусе?
  4. Расстояние между населенными пунктами обычно измеряют в …?
  5. Что мы делаем с углами с помощью транспортира?
  6. Верно ли утверждение: Сумма смежных углов равна 360°?

Таким образом, совмещаются сразу два этапа урока: мотивационный и актуализация ключевых знаний учащихся. Целесообразно, далее обсудить со школьниками девиз урока ( в разных формах: беседа, дискуссия, "мозговой штурм"). В случае необходимости, можно задать ряд наводящих вопросов: "Как вы понимаете девиз урока?", "Что они значат для вас?"

Постановка проблемной задачи

Так, например, мотивирующей (исходной) задачей на уроке геометрии при изучении темы "Теорема Пифагора", может служить следующая задача "Сидит в высокой башне принцесса, а перед башней глубокий ров. Какой длины нужно молодцу построить лестницу, чтобы спасти девицу, если ширина рва 4 м, в высота башни 4 м?"

Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся формируют проблему – нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам. Для решения этой проблемы можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив учащимся по группам: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5, 6 и 8, 8 и 15 см и измерить гипотенузу.

Затем учащимся предлагается выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках. Учащиеся выдвигают гипотезы. После установления зависимости между сторонами прямоугольного треугольника эмпирический вывод требует теоретического обоснования, т.е. доказывается теорема Пифагора. В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.

Таким образом, на этапе мотивации используем системно-деятельностный подход, при этом у учащихся не только повышается уровень мотивации к обучению, но и они сами оказываются активными участниками процесса исследования.

Игровой момент

Очень хороший результат показывает "Подготовка к изучению целых чисел" в 6 классе по УМК С.М. Никольского. Создается игровая ситуация, где выигрышные очки (положительные числа) и проигрышные очки (отрицательные числа), таким образом, учащиеся, анализируя условие, ведут подсчет выигрышных, проигрышных очков, а далее, выполняют действия над ними.

Абсолютно все учащиеся принимают активное участие в данном виде работы. Более того, в дальнейшем, при выполнении действий над целыми числами разных знаков, учащиеся трактуют числовые примеры с точки зрения игровых ситуаций, что помогает им в вычислении правильного ответа.

Математика - предмет настолько серьезный, что педагогу чрезвычайно важно использовать любую возможность оживить урок. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном – курьезное, в скучном - занимательное, в обычном – необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика.

Роль учителя в этом деле огромная. В первую очередь мы обязаны создать благоприятные условия для того, чтобы ученики смогли постигать новое.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, математика