Преподавание физики в профильных классах

Одним из направлений современного российского образования является введение в старшей школе профильного обучения. Благодаря ему, возможно, наиболее полно учитывать способности, склонности и интересы учащихся, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса.

Профильное обучение создает необходимые условия для получения знаний старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.

Можно выделить следующие цели профильного обучения:

  • осуществление полноценного образования разными категориями учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными особенностями;
  • изучение предмета на более углубленном уровне;
  • качественная подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы;
  • овладение навыками проектно-исследовательской деятельности.

В наше время, техническим специальностям уделяется особое внимание в обществе. И, как следствие, роль физики, как науки, в современном обществе возрастает, поэтому профильные классы позволяют обеспечить повышенную подготовку по физике и другим профильным предметам, и создать благоприятные условия для развития творческого потенциала учащихся.

На преподавание профильных предметов отводится большое количество учебного времени, что позволяет применять для работы в этих классах разнообразные технологии и приемы

 

Но особое внимание хочется уделить технологии блочно-модульного изучения учебного материала, которую считаю наиболее целесообразным для работы в 10-11 классах физико-математического профиля, так как изучаемый материал довольно объемный и сложный.

Такая система позволяет:

  • формировать четкие, прочные, систематизированные знания и умения;
  • осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
  • готовит к успешной сдаче ЕГЭ.

Можно выделить следующие этапы данной технологии:

1 этап. Каждый изучаемый блок (тематический раздел) разбивается на отдельные модули, включающие целостный по содержанию материал. Пример: Учебный блок "Механика" , 10 класс. Изучаемые модули: "Кинематика", "Динамика", "Законы сохранения", "Статика".

2 этап. Представление нового учебного материала с предъявлением плана его изложения (уроки-лекции). На данном этапе целесообразно использовать опорные конспекты изучаемых модулей.

В ходе представления и объяснения нового учебного материала использую метод проблемного обучения.

Цель: активизация мыслительной деятельности при восприятии нового материала. Для того чтобы заинтересовать учащихся и вызвать эмоциональное восприятие новой темы, в начале изучения темы стараюсь создать проблемную ситуацию. Для этого, можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать в них противоречие, тем самым, вызывая удивление, недоумение.

Пример: Тема "Дифракция световых волн", 11 класс.

Вызывает удивление факт: если на пути лучей поставить тонкую проволоку, то на экране, стоящим за ней мы не увидим обычной тени. Картина на экране будет представлять чередование светлых и темных полос, и что самое неожиданное, в центре будет светлая полоса. Возникает вопрос: (почему нет обычной тени?), который и побуждает школьников к поиску истины.

3 этап. Контроль усвоения теоретического материала (физические диктанты контрольные вопросы взаимоконтроля по формулам, законам, определениям данного модуля).

4 этап. Уроки-практикумы - практическое применение нового учебного материала (уроки решения задач, уроки-исследования, уроки выполнения лабораторных работ, уроки-семинары).

Уроки решения задач

Ничто так не активизирует умственное развитие учащихся по физике, как решение физических задач. А так как в профильных классах большинство ребят, которым предстоит сдача ЕГЭ по физике, то необходимо уделить должное внимание методике решению задач. Обучение методам решения задач позволяет учащимся находить правильный подход к задачам разного уровня, что обеспечивает подготовку к ЕГЭ.

Можно выделить следующие этапы при обучении решению задач:

  1. решение по готовым алгоритмам, самостоятельное составление алгоритмов решения, решение задач повышенной трудности с применением знаний в новой ситуации;
  2. составление задач-таблиц, графических задач, составление задач с использованием логических цепочек, составление и решение экспериментальных задач.

Проблемные ситуации при решении задач

Цель: использование проблемных задач становится стимулом для обновления знаний.

Пример: Тема: "Полное внутреннее отражение", 11 класс.

Эту тему можно начать с разбора задачи о преломлении лучей, выходящих от подводного источника под углами 30° и 60°. Неожиданный результат, полученный при решении этой задачи на основе известного закона преломления, вызывает потребность к получению новых знаний. Удивление, возникающее при рассмотрении примеров, включающих старые и новые знания, не только привлекают внимание к изучаемому материалу, но и способствуют более осознанному овладению знаниями.

Так как физика - наука экспериментальная, то на уроках – практикумах при решении экспериментальных задач использую технологию исследовательского обучения.

Цель: показать учащимся значение экспериментального метода исследования, его связь с теорией и практикой.

На этих уроках проводим фронтальные опыты-исследования, которые дают возможность экспериментально обосновать научные положения. В начале урока ставится задача и объясняется цель проведения опытов. В конце урока обязательно обсуждаем результаты эксперимента, проведенного учениками.

Примеры: Модуль "Геометрическая оптика", 11 класс.

Получить изображение источника света в собирающей линзе и исследовать зависимость размеров данного изображения от расстояния от источника до линзы.
Полученную зависимость школьники используют при решении заданий ЕГЭ по теме "Оптика". Большое количество часов в профильном классе отводится на выполнение лабораторных работ, где также применяется исследовательский метод обучения.

Это способствует тому, что ребята, стремящиеся получить инженерные специальности, на таких уроках получают навыки работы с приборами, умения оценивать погрешности измерений. При этом стараюсь сделать так, чтобы лабораторная работа была полностью самостоятельным исследованием: учащиеся сами выбирают экспериментальное оборудование, выдвигают гипотезу, ставят цель, производят измерения, обрабатывают результаты, составляют отчеты.

Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Они, как правило, организуются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, "Виды тепловых двигателей и охрана окружающей среды", "Перспективы и проблемы атомной энергетики").

Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению знаний по изучаемой теме.

Завершается изучение модуля уроками контроля знаний. Контрольные работы чаще всего провожу в формате ЕГЭ, для того, чтобы учащийся реально оценил свои возможности при выполнении таких заданий, и для дальнейшей коррекции знаний по изучаемому разделу.

Анализируя имеющийся опыт работы в профильных классах, можно выделить преимущества данного вида обучения: возможность учащимися выбрать свою индивидуальную линию обучения, благодаря чему в полной мере раскрываются способности учащихся и реализовываются их возможности. Работать в профильном классе сложно, но интересно, так как интеллектуально развивается не только ученик, но и растет профессиональный уровень учителя.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, физика, ЕГЭ