Статья "Дидактические игры на уроках математики" в 5-6 классах

Увеличение нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающими функциями, которые действуют в органическом единстве.

Дидактические игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций. Реализация игровых приемов на уроке происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешность выполнения дидактического задания связывается с дидактическим результатом.

Игровая деятельность ученика обычно эмоциональна, сопровождается чувством удовлетворения. Играя дети фантазируют, размышляют, переживают ситуации, и на этом фоне способы достижения результата легче и прочнее ими запоминаются. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока, при изучении новой темы, при закреплении на обобщающих уроках.

Так, например, при изучении темы "Координатная плоскость" (VI класс) можно учащихся пригласить в дом культуры, где учащиеся находят свои места зная номер ряда и место (два числа). А также на этом уроке можно играть в шахматы. Здесь тоже убеждаемся в том, что положение фигур определяется по двум параметрам. Учащиеся приходят к выводу о том, что положение точек на плоскости определяется двумя числами, которые называются абциссой и ординатой точек.

Закрепить эту тему можно так: "На плоскости бегали, играли точки с координатами А(3;2); В(-1;4); С(-3;2); D(5;7). Заигравшись, точки забыли, где находятся их дома. Давайте, ребята, поможем этим точкам найти свои дома".

По этой теме можно организовать много других различных игр: "Поражение цели", "Из поля в лес". Здесь по известным координатам определяют рисунок, можно предложить обратное задание: нарисовать самим рисунок и записать координаты вершин.

В 9 классе по теме "Решение квадратных уравнений" можно организовать такие игры как "Домино", "Кто быстрее?", "Числовая мельница". С помощью плаката с изображением цветка можно разнообразить задание. Сложить число, записанное на лепестках цветка, с числами на листке.

При закреплении темы, использую игру "Диалог". По правилам игры каждый ученик имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации для решения задачи.

Таким образом, включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Привожу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах. Идеи этих игр я нашла в разных методических источниках.

1. Математическая зарядка

Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби, второй - за неправильные. Если в результате получилась правильная дробь, то сигналит первый вариант, если неправильная - второй.

2. "Расшифруй"

Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.

Например: Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать фамилию российского математика.

3,4 + 1,12=
0,17 + 1,2 =
2,13 - 1,9 =
16,3 - 14,25 =
21,673 - 13,25 =

2,05

23

1,37

4,62

1,3

4,52

2,5

20,5

0,23

84,23

137

3,6

8,423

2,3

С

М

Е

А

Г

О

Н

И

Р

Ц

К

И

Н

Й

3. "Математическая эстафета"

Учащиеся выполняют одно задание по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.

Эстафетный листЭстафетный лист

4. Игра "Третий лишний"

Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий - нет. Например:

  • гектар, сотка, метр;
  • ярд, тонна, центнер;
  • конус, квадрат, круг;
  • треугольник, прямоугольник, квадрат;
  • прямая, отрезок, угол;
  • 0,7; 2,1; 0,6.

5. Игра "Аукцион"

На торги выносятся задания по какой-либо теме. Например: "Действия с десятичными дробями". В игре участвуют 4-5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если - неверно, то снимаются.

6. Игра групповая "Горячий Стульчик"

Цель: проверка знаний математических терминов по определенной теме, формулировок законов, теорем, аксиом и т.д.

Материал: не требует особой подготовки.

Ход игры: водящий садится на "горячий стульчик" у доски лицом к классу. Учащиеся по очереди задают ему вопросы по теме, оговоренной заранее. Водящий должен ответить. Если допущена ошибка, водящий меняется на нового игрока, чей вопрос был последним.

Размер:
20.42 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: обмен опытом, математика