Проектная деятельность на уроках биологии

Сегодня в рамках ФГОС обучающиеся должны овладеть навыками исследовательской и проектной деятельности.

Уметь видеть проблему, определять цели и задачи работы, выдвигать гипотезу, уметь подобрать теоретический материал, который бы раскрывал цели и задачи данной работы.

Проводить эксперимент как с простым оборудованием так и с цифровой лабораторией, делать выводы и защитить свою работу (представление на научно-практической конференции).

Проектная деятельность легко вписывается, как в отдельный урок, так и во внеурочную деятельность. Метод проектов позволяет раскрыть исследовательские навыки, научиться работать с научной литературой, овладеть навыками исследовательской деятельности

Применяя проектную деятельность можно выделить основные этапы работы:

  • выбор темы;
  • выдвижение гипотезы;
  • постановка цели и задач;
  • сбор информации;
  • проведение опытов, экспериментов и т.д.;
  • анализ полученных результатов;
  • формирование выводов;
  • оформление работы в соответствии с определенными требованиями;
  • написание учителем рецензии на работу;
  • выполнение презентации;
  • защита проекта (публичное выступление).

Выбор темы

При выборе темы особых трудностей не возникает, но тема должна быть интересной для самого обучающегося. Обучающийся должен выбрать тему самостоятельно из перечня тем, которые предлагает учитель или придумать и сформулировать ее самостоятельно. После этого намечается план работы над проектом, уточняются сроки работы над каждым этапом проекта, это поможет сделать работу более организованной и подготовить проект к определенному сроку.

Выполнение проекта сначала производится в черновом варианте. После проведения консультаций с учителем черновой вариант корректируется и проект оформляется в окончательном виде.

Формирование гипотезы

Рабочая гипотеза представляет собой предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования. Нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемы. Важнейшим критерием истинности гипотез является ее проверяемость на подтверждение или опровержение. Формирование гипотезы это один из самых трудных процессов исследования. Поэтому учитель при необходимости должен помочь сформулировать гипотезу, если обучающийся затрудняется это сделать сам.

Постановка цели и задач

Цель исследования ориентирована на его конечный результат. Задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ при реализации цели. Задачи являются средством решения основной цели исследования.

Сбор информации

После постановки цели и определения задач можно переходить к сбору информации. Можно использовать много способов получения "первичной информации":

  • сбор информации из интернета, научной литературы;
  • наблюдение - при котором получение информации происходит посредством наблюдения за объектом;
  • опрос, анкетирование;
  • эксперимент.

После того как сформулированы выводы, необходимо обратить внимание на оформление работы. Требования к оформлению письменных проектных работ могут отличаться в зависимости от того, на какую конференцию вы представляете свою проектную работу. Но при этом существуют универсальные требования оформления проектной работы:

  • шрифт Times New Roman 12, интервал - 1,5;
  • титульный лист – на нем указывают учреждение, тему работы, автора работы, учителя-руководителя проекта;
  • содержание;
  • введение - с указанием актуальности выбора темы, постановки гипотезы, цели работы и определения задач;
  • основная часть - объем не должен превышать практическую часть;
  • практическая часть - опыты, эксперименты;
  • заключение - подтверждение или опровержение гипотезы, вывод, который основывается на целях и задачах;
  • приложение - в нем могут содержаться рисунки, фотографии, графики, таблицы;
  • список литературы.

Подготовка к защите проекта

Когда работа готова и оформлена надлежащим образом можно переходить подготовке зашиты проектной работы ( публичное выступление). Автор работы (обучающийся) представляет свою работу в устной форме с презентацией. Хочется отметить несколько моментов которые должны быть отражены в презентации:

  • фон должен быть одинаковый для все презентации;
  • шрифт читаемый с последней парты;
  • текста на одном слайде минимальное (2-3 предложения);
  • слайдов с текстом без картинок быть недолжно;
  • структура презентации (последовательность слайдов) должна соответствовать структуре проектной работы и последовательности выступления при защите проектной работы;

В презентацию желательно включить самые интересные моменты проектной работы и она обязательно должна помогать обучающемуся при публичной защите проектной работы.
Время на выступление (защита проектной работы) отводится 5-7 минут. Если время выступления превышает 7 минут, то жюри может остановить выступление обучающегося.

Композиция защиты проектной работы обязательно должна включать в себя:

  • приветствие;
  • обоснование выбранной темы, актуальность исследования;
  • обязательно указать цель и задачи проект;
  • краткое содержание исследования;
  • рекомендации по практическому применению проекта.

Публичная защита проекта завершается обязательно вопросами жюри, на который обучающийся должен быть готов ответить. При выступлении необходимо обратить внимание на речь докладчика, логическое изложение материала, использование специальной терминологии, эмоциональности, удержания внимания аудитории, убедительности, чувства времени.

Преимущества метода проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности:

  • помогает приобрести навыки получения, обработки информации разными способами;
  • научиться самостоятельно выдвигать гипотезы, ставить цели и формулировать задачи исследования;
  • приобретает навыки проведения исследований (опытов, экспериментов, социологических опросов, анкетирования и т.д.);
  • учит работать в группе;
  • приобретать навыки передачи информации через представления работы в форме публичного выступления.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, биология