Урок в школе - это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Особая роль в развитии личности школьника принадлежит литературному образованию.
Наиболее актуальным в образовательном процессе является подход, который трактуется как принцип общения педагога и учащегося, направленный на создание условий для активизации его личностных функций, что и определяет и личностную направленность урока литературы в общеобразовательной школе.
Для того чтобы реализовать поставленные цели и задачи, учителю необходимо использовать такие методы и приемы, которые способствуют организации благоприятной среды, где школьник сможет реализовать свой жизненный опыт и свои способности.
Один из приемов работы с художественным текстом – воображение наружности литературного героя
Школьникам необходимо представить героя в различных жизненных ситуациях, например, Герасим за работой – после работы (рассказ И.С. Тургенева "Муму"), Чацкий с Софьей – Чацкий в обществе (комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"). Прием используется и при работе на уроке над характеристикой различных предметов и явлений, определением их символического значения.
Учитель концентрирует внимание обучающихся на главных чертах характера героев, приучает выделять доминанты в описании наружности людей, их психологического портрета, обращает внимание на речевую характеристику героев. Для того, чтобы глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков, можно провести работу с "разбросанной" в произведении характеристикой с целью сравнения описания героя в разных ситуациях. Такую цитатную характеристику можно представить в виде таблицы:
Образ Герасима (И.С. Тургенев «Муму») |
||
«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой». |
«С болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи». |
«Он шел с какой-то несокрушимой отвагой с отчаянной и вместе радостной решимостью». |
"Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой". "С болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи". "Он шел с какой-то несокрушимой отвагой с отчаянной и вместе радостной решимостью".
Эффективным приемом анализа поведения героя с точки зрения своего опыта является сопоставление личности читателя и личности героя. Этот прием хорошо подходит как для классной, так и домашней работы. Использование этого метода позволит выразить ученику свое собственное мнение о герое, отношение к нему, провести сравнительный анализ. Например:
Основные черты характера героя |
Черты, которыми я похож на героя (« + », « - ») |
Черты героя, которые мне совершенно не свойственны |
Прием "Рождение идеального героя" можно успешно применять в конце учебного года, когда почти все произведения будут изучены. Чем больше читательский опыт обучающихся, тем интереснее будет их обращение к прочитанному. Ребятам предлагается вспомнить положительные черты героев, которых они хорошо запомнили, чьи характеры они поняли и т.д. Из этих черт создается "идеальный герой", которому можно дать имя, поместить его в любой временной отрезок, представить его окружение.
Рассматривая вопросы, связанные с бытом и укладом жизни героев литературных произведений, участники педагогического процесса работают с художественными деталями, проводя при этом социологический анализ. Использование такого приема в работе со школьниками – это благодатная почва для творческих и проектных работ учащихся, например: "Тарас Бульба" - описание светлицы (7 класс) или "Мертвые души" - усадьбы помещиков (9 класс).
Не менее интересным является прием "Обворожить писателем", то есть обучающимся необходимо представить автора произведения как неординарную личность, задуматься над тем, что побудило писателя к созданию того или иного произведения, а затем познакомиться с информацией, представленной в учебнике. Варианты заданий могут быть следующие: подготовить "интересную" биографию и рассказать классу; написать сочинение-миниатюру в стиле автора произведения; угадать автора, прочитав фрагмент художественного произведения, и доказать свою точку зрения.
Использование приема "Тема-интрига" позволяет учащимся самостоятельно сформулировать тему урока в соответствии со своим жизненным опытом, в основе урока должна лежать проблема личностного характера: "В каком имении я предпочел бы жить: Троекуровых или Дубровских?" ("Дубровский", 6 класс), "Герой не моего романа" ("Горе от ума", 9 класс).
Прием "Тематические страницы" поможет учителю обобщить и систематизировать знания обучающихся, например: тема урока "Какая она – любовь?" (по произведениям А.С. Пушкина), тема "Дуэли, письма, сны в русской литературе ХIХ века").
Педагог может поручить учащемуся подготовить фрагмент урока (прием "Фрагмент урока языком ученика"), этот прием способствует развитию навыков самостоятельного поиска информации, воспитывает ответственность за качество преподнесенного учебного материала. Такой урок получается более продуктивным.
Для стимулирования мыслительной деятельности можно воспользоваться педагогической стратегией "Разбивка на кластеры", она помогает учащимся свободно и открыто думать, требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Разбивка на кластеры может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли в качестве стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений:
Таким образом, комплекс приемов личностно-ориентированного обучения способствует выражению чувств и эмоций школьников, заставляет их задуматься о самих себе. Создавая портрет литературного героя или его характеристику, учащиеся прибегают в перечитыванию произведения. Реализуя эти приемы на практике, необходимо учитывать индивидуальные, психологические особенности учеников класса, сочетать активные методы работы с созданием ситуаций выбора и успеха, доверия и поддержки.