В системе современного образования тема развития эмоциональной сферы у дошкольников особенно актуальна. У детей часто отмечаются состояния напряженности, регресс эмоциональной отзывчивости, вследствие чего возникают напряженные отношения в семье и детском коллективе.
Поэтому эмоциональная сфера дошкольника должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей дошкольного возраста.
Так как именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств, с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, "открыть" их для себя. В этот период через игру закладываются основы нравственных качеств и первые нормы взаимоотношений.
Музыкально-театрализованная деятельность является источником развития эмоциональной сферы, чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщением его к духовным ценностям
Так же театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Цель: представление опыта работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
Задачи:
Методы и приемы: наглядно-слуховой, словесный, практический (показ педагогом), игровые приемы, использование сказочных сюжетов, способы и приемы игры на музыкальных инструментах, индивидуально-деятельностный подход, дифференцированный подход.
Оборудование: фломастеры, маркеры, смайлики, партитура для диатонических колокольчиков, деревянные палочки для оркестра, колокольчики диатонические, бубенчики, металлофоны, маракасы.
Участники: музыкальные руководители, педагоги ДОО.
- Добрый день, уважаемые коллеги, гости и участники мастер-класса, меня зовут Мария Евгеньевна, очень рада видеть вас здесь! Сегодня я поделюсь опытом своей работы и для вас проведу мастер-класс, в котором вам предстоит принять активное участие.
- Здесь и сейчас вы узнаете, что существуют музыкальные методы и приемы, которые вы можете использовать в своей работе для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Их можно интегрировать во все виды деятельности, но сегодня я хочу остановиться на развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность.
- И для начала предлагаю поиграть в игру "Вас приветствую друзья, как погода хороша". Мне нужны помощники, прошу Вас, выходите! (раздавать куклы театрализованные) Будем петь одну и ту же фразу, разными голосами.
- Вы передаете голос вашего героя, подумайте, как он может петь, какой у него тембр и с помощью мимики и интонации выразите определенные эмоции. Будем петь под русскую народную мелодию "Я на горку шла" вот такие слова: "Вас приветствую я, как погода хороша!" (повторить текст) Я начну первой.
Фонограмма "Я на горку шла"
- Легко ли петь с игрушкой?
- Почему с игрушкой исполнять легче? (все внимание публики концентрируется на игрушке и есть возможность справиться с волнением и страхом и выполнить задание)
- Так дети находят свои выразительные характеристики образов, проявляют свою фантазию, индивидуальность, неповторимость. Для музыкально-театрализованной деятельности необходимы игры с голосом, так как помогают детям представить звучание окружающего нас мира, эмоционально-положительного отношения к нему.
"Колокольчики будили" В. Данько
Дили-дили, дили-дили (две руки снизу поднимаем вверх)
Динь-динь-динь-динь (колокольчики)
Колокольчики будили (кулочками опустить на уровне груди руки)
Динь-динь-динь-динь (колокольчики)
Всех жуков вжых – вжых (руки от середины в разные стороны)
Паучков х-х-х-х (хватательные движения каждой рукой по отдельности)
И веселых мотыльков у-у-у-у (дирижировать вверх-вниз двумя руками и голосом)
Дили-дили, дили-дили (две руки снизу поднимаем вверх)
Динь-динь-динь-динь (колокольчики)
Колокольчики будили (кулочками опустить на уровне груди руки)
Динь-динь-динь-динь (колокольчики)
Всех зайчат л-л-л-л-л (моталка языком быстрая, ушки показать)
и ежат фыр-фыр-фыр-фыр (кулачки потереть перед лицом)
Всех ленивых медвежат ра-ра-ра-ра (низким голосом, переваливаться с ноги на ногу)
И воробышек проснулся чик-чирик, чик-чирик (крылья мелкие в разные стороны)
И галчонок встрепенулся рам-рам (бойко, локтями вверх, вниз два раза)
Дили-дили, дили-дили – динь-динь-динь-динь,
Встали все, кого будили – у-у-у-у (радостно похлопать в ладоши перед собой)
- Это упражнение служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное – дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность. Спасибо, коллеги, присаживайтесь, пожалуйста.
- В роли основных способов в музыкально-театрализованной деятельности выделяется музыкальная игровая сказка. Она помогает овладеть практикой пения, знакомит с окружающим миром, способствует развитию любознательности и речи, учит соблюдать нормы социального поведения, помогает проявлять себя в разных ролях.
- Сейчас я прошу пять коллег, помощников подойти к столу, выбрать героя для музыкальной сказки – игры. Используя наглядную схему (картинку), облегчающую запоминание путем образования дополнительных ассоциаций – схемочтение, самостоятельно разучите текст песни и инсценируйте его нам. Понятно задание? Прошу вас, идите, готовьтесь! (готовятся, приготовить заранее стол в дальнем правом углу)
- Пока коллеги готовятся, я представлю вашему вниманию еще один метод по развитию эмоциональной сферы ребенка – это игра на музыкальных инструментах. Уважаемые коллеги! Предлагаю желающим подойти к столу и выбрать понравившийся музыкальный инструмент. Играть в оркестре будем под известную музыку Андрея Петрова "Утро" из кинофильма "Служебный роман".
- Начинают деревянные палочки, они на протяжении всего произведения отстукивают нам ритм, затем барабаны, диатонические колокольчики ведут мелодию, бубенчики поддерживают нас своим легким звучанием. Металлофоны играют глиссандо три раза, за ними треугольники. Я буду дирижером нашего оркестра. Итак, музыкальная композиция "Утро"
- Какие эмоции вы получили, когда играли на музыкальных инструментах?
- Музыкальные инструменты доставляют детям, да и взрослым радость, с их помощью дети чище интонируют, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на музыкально-театрализованных представлениях. Спасибо моим помощникам! (убрать инструменты)
- Я вижу, коллеги готовы! Мы все, взявшись за руки, образуем круг – теремок. Идем по кругу и поем все вместе слова: "Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит". По ходу действия выбегают разные звери и поют свою сольную партию. Мы поднимаем руки и запускаем их в теремок. Когда к терему подходит медведь, говорит: "Я – мишка, всех - ловишка!" - теремок поднимает руки, звери разбегаются, а мишка вас ловит.
Музыкальная театрализованная сказка-игра "Теремок"
Благодаря чему сказка-игра так эффективна при работе с детьми?
Рефлекция
- Мое выступление подходит к концу. Надеюсь, Вы получили не только удовольствие, но и положительный эмоциональный заряд.
- Уважаемые коллеги, если Вам был полезен и интересен мастер-класс по развитию эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность", тогда нарисуйте эмоцию на нотке такую, чтобы она отражала впечатление от того, что вы увидели и услышали на данном мероприятии.
- Еще раз всем спасибо! (под спокойную музыку коллеги выражают свои эмоции на нотах)
Самооценка проведенного мероприятия