Противоречия: Мы отмечаем, что у детей логопедической группы наблюдается противоречие между возрастными требованиями к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста и имеющимися особенностями, связанными с задержкой речевого развития.
Проблема: нарушения речи у детей проявляются и в недостаточном развитии коммуникативных умений (умение общаться, задавать вопросы и т.д.)
Актуальность проблемы: В последние годы наблюдается ухудшение в целом состояния здоровья детей дошкольного возраста. Анализ состояния здоровья показывает увеличение доли детей с нарушениями нервной системы, речевыми и другими проблемами.
В то же время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС ДО "Социально коммуникативное развитие" отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС ДО, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.
А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Развитие при этом отождествлялось с формированием знаний, умений и навыков, что приводило к его явному упрощению (симплификации).
Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа "Я", эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Педагоги дошкольных учреждений пока до конца не осознают значение успешной социализации детей для сохранения их психического и социального здоровья. Хотя взрослых все чаще беспокоят такие проблемы социализации детей, как неконструктивное поведение, проблемы их общения со взрослыми и друг с другом. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений "я" – " общество", умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Проявляется противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетентности у ребенка, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно-содержательного и методических аспектов успешного решения данного вопроса в дошкольных учреждениях, что и обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы в рамках проекта. Организация формирования у детей социальных навыков осуществляется успешно, если используются доступные возрасту дошкольников ресурсы детской деятельности, и, прежде всего игровой.
В п.4.6. ФГОС ДО представлены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: "Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты". Но все дети развиваются в индивидуальном темпе, и имеют индивидуальные особенности.
Проблемой эмоционального развития дошкольников занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.
В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломенский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
В исследованиях Р.А. Максимовой, Г.А. Золотняковой, В.М. Сенченко и др. выяснялись возрастные особенности восприятия дошкольниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций.
Разработкой данной проблемы в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" занимаются Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А ("Азбука общения: развитие навыков общения у детей дошкольного возраста"). Кроме этого в данном направлении работают С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь": развитие эмоциональной сферы детей.
Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова "Общение, дети 5-7 лет": совершенствование коммуникативных навыков с теми кто испытывает сложности при общении со сверстниками и взрослыми. В.А. Петровский, А.М. Виноградова рассматривают вопросы общения педагога с детьми в процессе совместной игры. Ориентируются на личность каждого ребёнка, её свободное развитие.
О.Н. Саранская "Давайте дружить": предлагает цикл занятий, состоящий из игровых упражнений, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков, воспитанию социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим.
Е.А. Алябьева "Психогимнастика в д/с": показывает участникам, как проявить себя, общаясь без помощи слов, осваивая "язык тела". Этюды, игры и упражнения развивают различные стороны психики ребёнка. "Психогимнастика" М.И. Чистяковой помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и др., снимает психическое напряжение, даёт возможность самовыражения.
Воспитанники логопедических групп испытывают значительные трудности в развитии эмоциональной сферы. Для них характерны: нарушение коммуникативных функций, неумение ориентироваться в ситуации общения, незаинтересованность в контакте со взрослыми и сверстниками, негативизм; сниженная самооценка, повышенная тревожность, агрессивность, вербальная агрессия по отношению к взрослым и детям; нестабильность настроения (упрямство, капризы, неподчинение взрослым); бедность эмоций.
Число детей с легкими нарушениями психического развития, так называемых "детей группы риска", велико и все возрастает. Практически в анамнезе каждого ребенка, посещающего логопедическую группу, отмечается та или иная неврологическая симптоматика (мышечная дистония, внутричерепная гипертензия, судорожный синдром и др.), а также незначительное отставание в психомоторном развитии до года, соматическая ослабленность.
По итогам диагностики уровня развития социальных навыков у детей подготовительной (логопедической) группы (используя методику Дыбиной О.В., Анфисовой С.Е., Кузиной А.В., представленную в пособии "Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников") По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий. Высокий уровень (3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
Средний уровень (2 балла) — ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого. Низкий уровень (1 балл) - ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.
На данный момент у 61% воспитанников логопедической группы недостаточно сформирована социально-коммуникативная компетентность. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики и трудностям во взаимодействии с окружающим миром. Поэтому возникает необходимость специально организованной деятельности по формированию коммуникативных навыков. Для этого мы реализовали проект "Коммуникативные игры как средство формирования социальных навыков детей подготовительной к школе (логопедической) группы".
Цель: Разработать систему взаимодействия всех участников образовательных отношений по формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста (логопедическая группа).
Задачи:
Предполагаемый результат: Эффективность адаптированной программы по проблеме может быть доказана повышением уровня развития социальных навыков у детей.
Механизмы: адаптация системы занятий для детей-логопатов, подготовка рекомендаций педагогам и родителям, подборка игр и упражнений для домашнего и группового применения, подготовка и проведение мастер-класса для педагогов.
Инновационность данного проекта состоит в разработке системы взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленной на создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, формирование социальных навыков детей подготовительной к школе группы на основе программы С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь".
Организация занятий: один раз в неделю, подгруппой детей 10-12 человек.
Основные формы: элементы сказкотерапии с импровизацией, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
Участники: дети, родители, специалисты ДОУ, представители учреждений социума и т.д.
I этап - подготовительный. Сроки реализации: октябрь-ноябрь.
Цель: изучение и анализ научной и методической литературы по теме проекта.
№ |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
1. |
Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме Изучение передового педагогического опыта по проблеме. Анализ программ и технологий по проблеме (если прописано в задаче). |
Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных |
2. |
Изменение развивающей среды по проблеме. |
Обновление уголка эмоций, дидактич. игр |
3. |
Выявление уровня развития детей "Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников" / учебно-методическое пособие под ред. О.В. Дыбиной – М., 2010. |
Протоколы, таблица результатов диагностики. |
4. |
Разработка проекта «Мы вместе» |
План, модели, конспекты занятий. |
II этап – основной, практический. Сроки реализации – декабрь - май.
Цель: создание социально-педагогических, психологических условий для формирования социальных навыков у детей-логопатов.
№ |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
1. |
Разработка консультаций для педагогов и родителей (буклет). |
Приближение уровня развития детей, имеющих речевые нарушения, к возрастным возможностям современного дошкольника. |
2. |
Проведение мастер-класса для педагогов. |
|
3. |
Создание вместе с родителями фотоальбома «Эмоции», «Трудные ситуации». |
|
4. |
Использование коммуникативных игр и упражнений в течении дня. |
III этап – заключительный. Сроки реализации – май-июнь.
Цель: оценка эффективности.
№ |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
1. |
Выявление уровня развития детей. |
Динамика развития детей |
2. |
Анализ итогов внедрения адаптированной программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь (может быть доказана повышением уровня развития детей на 10-15 %) |
Эффективность программы |
3. |
Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. |
Презентация. |