Теоретический аспект нравственного развития в детском саду

Дети в старшем дошкольном возрасте обладают обширным запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремление задавать вопросы и экспериментировать. Возрастает способность ориентироваться в пространстве.

В данный период развития ребенка происходят качественные изменения в поведении – формируется саморегуляция, то есть дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослым.

Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Эмоционально ребенок переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим нравственным представляем.

Вместе с саморегуляцией у детей формируется самооценка. В ее содержание входит состояние практических навыков и нравственных качеств ребенка, выражающееся в подчинении нормам поведения, установленным в социуме. Самооценка дошкольника в 5-6 лет очень высока, что непосредственно помогает ему осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, уверенно включаться в учебные занятия, выполнять новые виды действий.

Для достижения адекватной самооценки у старших дошкольников обходимо отмечать в равной степений их успехи и неудач и соответственно их оценивать. Дети уже легко могут дифференцировать то, что одобряется и то, что порицается.

Физиологические, психологические и социальные особенности детей старшего дошкольного возраста говорят нам о том, что этот период является самым важным для нравственного развития

Проблемами нравственного развития старших дошкольников занимались такие выдающиеся педагоги, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский.

Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. СухомлинскийЛ.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Сухомлинский

Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский утверждал, что нужно заниматься нравственным развитием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает. Педагог говорил о том, что развивать нравственность можно в любом возрасте, но в раннем развитии это воспринимается полнее.

В работах Л.И. Божович была отмечена возрастная динамика изменения образцов, ориентирующих нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, и установлены некоторые особенности овладения детьми этими образцами, к числу которых относится реальная практика следования образцам и знакомство с моральными нормами только лишь в опоре на уже сложившиеся у ребенка нравственные чувства и привычки.

Музыкальный педагог Л.Г. Рубинштейн заявлял, что для формирования личности ребенка нужно направить интерес на те моральные свойства , которые обнаруживаются в действиях подопечного. В данном возрасте ребенок постигнет сущность моральных определений, обучится производить их оценку в действиях и поступках окружающих, обучится говорить и подвергать анализу собственные действия.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях развития личности ребенка(физиологические, психологические, социальные), совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Старший дошкольный возраст характеризуется рядом новообразований в развитии ребенка, а также совершенствованием уже имеющихся навыков. Именно этот возраст считается наиболее сенситивными для нравственного формирования личности детей старшего дошкольного возраста.

Педагоги и психологи утверждают, что нравственные представления детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе, и в отношении к другим людям. В старшем дошкольном возрасте приобретает важное значение процесс накопления знаний о нормах и требованиях морали. В связи с этим очевидна необходимость организации развития нравственных представлений дошкольников.

Результаты многочисленных научно-педагогических исследований показывают, что в теории и практике педагогики педагогические условия делятся на: психолого-педагогические, организационно-педагогические и дидактические.

Нами были выделены следующие педагогические условия развития нравственных представлений детей в дошкольной образованной организации:

  1. Социальная среда и окружение ребенка старшего дошкольного возраста.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
  3. Активность ребенка в усвоении нравственных представлений.
  4. Программное содержание занятий.
  5. Профессиональная компетентность педагогов в рамках развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
  6. Образовательное пространство ДОО.

Таким образом, соблюдая перечисленные условия, в дошкольной образовательной организации возможно нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом