Использование элементов внутриклассной уровневой дифференциации на уроках алгебры

Изучение математики в современной школе – это процесс, связанный с обновлением содержания, обновлением технологий, подходов и методов обучения. Актуальным становится не только результат, но и траектория его достижения.

В школе ученик не просто получает знания и учится их применять, но и учится взаимодействию с одноклассниками, учителями и окружающим миром.

Для формирования личности человека важно не только то, чему он научился, а какими способами шло усвоение знаний и выработка навыка. Что ученик сделал под руководством учителя, а что научился выполнять самостоятельно.

Нет и не может быть двух учеников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, а для других – легкой.

Успешность овладения учебным материалом, темп усвоения, прочность осмысления зависит от способностей восприятия информации, памяти, особенностями мыслительной деятельности каждого ученика. Именно поэтому так важна сегодня дифференциация внутри класса, чтобы максимально учитывать интересы и возможности ученика, что приведет в итоге к развитию качеств, как природных, так и сформированных в процессе обучения.

В 5 классе, в течении года, в процессе обучения я изучаю способности учеников к восприятию учебного материала, темп его усвоения и способность к реализации полученных знаний. В 6 классе произвожу формирование в группы. И к концу 6 класса эти группы уже сформированы. С 7 класса обучение происходит по группам. В процессе обучения состав групп может меняется.

Задания для второй группы зафиксированы, как базовый стандарт – минимальный или репродуктивный. Здесь особенностью обучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы, работать по образцу. Задания первой группы выходят за рамки обязательного минимума, это задания аналитико – синтетического уровня, которые требуют осознанного, творческого применения знаний. Предусмотрены сведения, углубляющие и расширяющие материал учебника.

На протяжении всего урока разрабатываются стратегии взаимодействия с каждой группой и реализуются следующие задачи:

  • уменьшить отставание от уровня своих возможностей, повышая уровень сформированности ЗУН и содействия реализации учебных задач.
  • развивать логическое и аналитическое мышление, УУД;
  • создавать условия для развития интереса и способностей каждого ученика.

На этапе подготовки к восприятию нового материала включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний, на формирование познавательного интереса. Это повышает учебную мотивацию каждого ученика.

Наблюдение и анализ показывают, что не все ученики сразу проявляют интерес к новому, включаются в активную работу. Некоторым ученикам требуется индивидуальная помощь, которую оказывают ученики первой группы. Но главное условие: надо сразу обращать внимание на таких детей, иначе они так и останутся пассивными весь урок.

Эти ученики получают задания, которые содержат материал,легко интегрируемый с темой урока, а остальным предлагается сформулировать вопросы по изученным темам. Например, перед изучением темы "Решение квадратных уравнений по формуле", предлагаются следующие уравнения:

2+5х-7=0   2х+х2=0
Х2-8х+7=0    25-10х+х2=0
49х2-81=0    3х2-2х=0
6х+х2+3=0   125+5х2=0

Задания:

  1. Разбейте уравнения на две группы по какому либо признаку. Какие это группы? (приведенные и не приведенные уравнения, полные и неполные уравнения).
  2. Второй группе решить неполные квадратные уравнения.
  3. Для первой группы вопрос: какие из полных уравнений вы можете решить?( предполагается способ выделения полного квадрата).
    Решают уравнения.
  4. Ученики первой группы проверяют решение уравнений у второй группы, а затем объясняют решение одного уравнения способом выделения полного квадрата.
  5. Вторая группа пытается решить еще одно уравнение по образцу. Первая группа в это время оказывает необходимую помощь.

При изучении нового материала применяются следующие приемы:

  • самостоятельная работа с текстом: на доске записаны вопросы, на которые ученик должен найти ответ.
  • обучающая самостоятельная работа, после выполнения которой, ученики первой группы оказывают необходимую помощь ученикам второй группы.
  • фронтальная работа с классом по наводящим вопросам с фиксацией опорного конспекта на доске. При этом надо добиваться, чтобы в беседе участвовали все ученики.

На этапе первоначального закрепления изложенного материала ученики под руководством учителя выполняют задания, аналогичные тем, которые были рассмотрены при объяснении. Я добиваюсь проверки каждого этапа выполнения задания самими учениками или их соседями. Первоначальное закрепление должно быть очень четким. Нужны точные вопросы, точные письменные или устные ответы, должны быть достигнуты правильные формулировки ответов.

Затем ученики первой группы работают практически самостоятельно, получая от учителя по необходимости консультацию. При выполнении заданий осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Более сложные задания выносятся на доску и в процессе обсуждения, находится план решения. Ученики второй группы нуждаются в постоянном контроле и поэтому работают под руководством учителя. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала. Например:

Карточка с заданиямиКарточка с заданиями

Им для самостоятельной работы предлагается выполнить задания аналогичные решенным в течении урока. Кроме этого ученики второй группы пытаются выполнить некоторые задания предлагаемые ученикам первой группы, это тоже дает свои положительные результаты.
На этом этапе всегда продумывается, какие приемы и навыки надо закреплять, как их разнообразить в какой форме предлагать помощь.

При проверке усвоения знаний также учитывается уровневая дифференциация.

Контрольная работа по теме "Квадратные корни"

Контрольная работа "Квадратные корни"Контрольная работа "Квадратные корни"

Домашние задания записываются на доске для каждой группы отдельно, но некоторые упражнения являются общими для всех. Например:

Домашнее заданиеДомашнее задание

Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип обучения и воспитания. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения, предполагает сочетание фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм обучения для развития каждого ученика.

Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные способности ученика и созданы оптимальные условия для их развития.

Размер:
187.76 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: обмен опытом, математика