Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Сегодня востребованы личности инициативные, мобильные, конкурентоспособные, готовые самостоятельно принимать ответственные решения, обладающие такими социальными, интеллектуальными и волевыми компетенциями, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи программы:
Предполагаемые результаты
Программа включает три основных этапа: выявление дарований и интеллектуальных способностей ребенка, создание условий для развития способностей одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей.
1 этап. Выявление дарований и интеллектуальных способностей ребенка
Поиск одаренных детей начинается на этапе поступления ребенка в школу. Каждый год формируется банк данных об одаренных детях. По результатам диагностических работ учащихся, результатам олимпиад, конкурсов и совместной работы с учащимися, я ежегодно обновляю банк данных одаренных детей по своему направлению.
За годы работы сложилась определенная система мониторинга по выявлению одаренных. В данной системе работа проводится в четырех направлениях, в каждом из которых работа с детьми ведется согласно положению, что "способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности".
1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках.
Применение системно-деятельностного подхода, активное привлечение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности позволяет создать на уроке условия для развития способностей обучающихся.
Использую технологии личностно-ориентированного обучения и индивидуальные формы работы. Уровень развития логического и творческого мышления определяю, применяя проблемное обучение. Широко использую авторскую разработку "Кроссенс, как один из приемов работы с одаренными".
2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках внеурочной деятельности.
Здесь также реализуется системно-деятельностный подход: активно вовлекаю учащихся во внеурочную деятельность (кружки по предмету, театральный кружок "Маска", клуб "Память", кружок "Музейное дело"). Каждый ребенок, вовлеченный в кружковую деятельность, выполняет одну научно-исследовательскую или проектную работу в течение года.
3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках олимпиад, конкурсов, проектов и соревнований.
Мною разработаны материалы для проведения предметных декад, школьных олимпиад, викторин, праздников.
4. Индивидуальная работа с одаренными учащимися.
В начале года составляется график занятий. Ребята, желающие заниматься более углубленно по истории, приходят на дополнительные занятия в течение всего года. Каждый из ребят получает индивидуальные задания.
2 этап. Создание условий для развития способностей одаренных детей
На втором этапе работа с одаренными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объема знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по истории.
При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объем знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах.
Индивидуальный план учебной деятельности с одаренными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В работе с одаренными используются следующие современные образовательные технологии и методы: технология проблемного обучения, метод учебных проектов, личностно ориентированные технологии, игровые технологии.
3 этап. Реализация потенциальных возможностей одаренных детей
Обучающиеся привлекаются к проектно-исследовательской работе. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач. Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.
Результаты работы обучающиеся представляют на республиканских, районных и ежегодных школьных научно-практических конференциях.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту
Принципы работы с одаренными:
Циклограмма работы с одаренными детьми по истории
№ |
Сроки |
Мероприятие |
1 |
Сентябрь |
Выявление и составление списков групп ОД по классам. |
2 |
Сентябрь |
Разработка плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей. |
3 |
Сентябрь |
Подготовка к школьному этапу всероссийской предметной олимпиады школьников по истории. |
4 |
Октябрь |
Проведение школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по истории. |
5 |
Октябрь |
Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по истории. |
6 |
Октябрь |
Подбор заданий повышенного уровня сложности по основным курсам истории. |
7 |
Октябрь-январь |
Подготовка к школьной научно-практической конференции. |
8 |
В течение года |
Организация индивидуальных и групповых консультаций для ОД по истории. |
9 |
Ноябрь-декабрь |
Подготовка одаренных учащихся 7-11 классов к участию в муниципальном всероссийской предметной олимпиады школьников по истории. |
10 |
В течение года |
Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. |
11 |
Январь |
Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы» |
12 |
Февраль |
Предметная неделя общественных наук. |
13 |
Февраль |
Участие в предметных олимпиадах. |
14 |
Март |
Участие в школьной научно-практической конференции. |
15 |
Апрель |
Проведение интеллектуального марафона. |
16 |
Апрель |
Проведение общешкольного мероприятия: в рамках проведения предметной недели. |
17 |
Апрель |
Анализ результатов участия учащихся в предметных олимпиадах и школьной научно-практической конференции. |
18 |
Май |
Корректировка циклограммы работы с ОД на следующий учебный год, анализ результативности работы. |