Программа "Работа с одаренными детьми по истории"

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Сегодня востребованы личности инициативные, мобильные, конкурентоспособные, готовые самостоятельно принимать ответственные решения, обладающие такими социальными, интеллектуальными и волевыми компетенциями, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Задачи программы:

  1. Выявление отдельных способностей обучающихся, проявляющих повышенный интерес к предмету (предметам)
  2. Разработать индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся
  3. Разработать систему способов оценки личностного роста школьников
  4. Разработать и реализовать мероприятия по организации и осуществлению работы с одаренными детьми
  5. Внедрить современные технологии в работу с одаренными детьми
  6. Организовать социальную и психологическую поддержку одаренных детей.

Предполагаемые результаты

  1. Повышение уровня мотивации школьников к предмету (предметам).
  2. Повышение уровня интеллектуальной обученности школьников.
  3. Рост удовлетворенности участников образовательного процесса.
  4. Увеличение числа обучающихся – победителей различных конкурсов и олимпиад.
  5. Позитивная динамика развития и повышение показателей ЕГЭ по предмету (предметам).
  6. Овладение навыками самостоятельной работы.

Этапы реализации программы

Программа включает три основных этапа: выявление дарований и интеллектуальных способностей ребенка, создание условий для развития способностей одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей.

1 этап. Выявление дарований и интеллектуальных способностей ребенка

Поиск одаренных детей начинается на этапе поступления ребенка в школу. Каждый год формируется банк данных об одаренных детях. По результатам диагностических работ учащихся, результатам олимпиад, конкурсов и совместной работы с учащимися, я ежегодно обновляю банк данных одаренных детей по своему направлению.

За годы работы сложилась определенная система мониторинга по выявлению одаренных. В данной системе работа проводится в четырех направлениях, в каждом из которых работа с детьми ведется согласно положению, что "способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности".

1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках.
Применение системно-деятельностного подхода, активное привлечение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности позволяет создать на уроке условия для развития способностей обучающихся.

Использую технологии личностно-ориентированного обучения и индивидуальные формы работы. Уровень развития логического и творческого мышления определяю, применяя проблемное обучение. Широко использую авторскую разработку "Кроссенс, как один из приемов работы с одаренными".

2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках внеурочной деятельности.
Здесь также реализуется системно-деятельностный подход: активно вовлекаю учащихся во внеурочную деятельность (кружки по предмету, театральный кружок "Маска", клуб "Память", кружок "Музейное дело"). Каждый ребенок, вовлеченный в кружковую деятельность, выполняет одну научно-исследовательскую или проектную работу в течение года.

3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках олимпиад, конкурсов, проектов и соревнований.
Мною разработаны материалы для проведения предметных декад, школьных олимпиад, викторин, праздников.

4. Индивидуальная работа с одаренными учащимися.
В начале года составляется график занятий. Ребята, желающие заниматься более углубленно по истории, приходят на дополнительные занятия в течение всего года. Каждый из ребят получает индивидуальные задания.

2 этап. Создание условий для развития способностей одаренных детей

На втором этапе работа с одаренными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объема знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по истории.

При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объем знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах.

Индивидуальный план учебной деятельности с одаренными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В работе с одаренными используются следующие современные образовательные технологии и методы: технология проблемного обучения, метод учебных проектов, личностно ориентированные технологии, игровые технологии.

3 этап. Реализация потенциальных возможностей одаренных детей

Обучающиеся привлекаются к проектно-исследовательской работе. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач. Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.

Результаты работы обучающиеся представляют на республиканских, районных и ежегодных школьных научно-практических конференциях.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту

Принципы работы с одаренными:

  • индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
  • вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
  • качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

Циклограмма работы с одаренными детьми по истории

Сроки

Мероприятие

1

Сентябрь

Выявление и составление списков групп ОД по классам.

2

Сентябрь

Разработка плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей.

3

Сентябрь

Подготовка к школьному этапу всероссийской предметной олимпиады школьников по истории.

4

Октябрь

Проведение школьного этапа  всероссийской предметной олимпиады школьников по истории.

5

Октябрь

Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по истории.

6

Октябрь

Подбор заданий повышенного уровня сложности по основным курсам истории.

7

Октябрь-январь

Подготовка к школьной научно-практической конференции.

8

В течение года

Организация индивидуальных и групповых консультаций для ОД по истории.

9

Ноябрь-декабрь

Подготовка одаренных учащихся 7-11 классов к участию в муниципальном всероссийской предметной олимпиады школьников по истории.

10

В течение года

Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

11

Январь

Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы»

12

Февраль

Предметная неделя общественных наук.

13

Февраль

Участие в  предметных олимпиадах.

14

Март

Участие в школьной научно-практической конференции.

15

Апрель

Проведение интеллектуального марафона.

16

Апрель

Проведение общешкольного мероприятия: в рамках проведения предметной недели.

17

Апрель

Анализ результатов участия учащихся в предметных олимпиадах и школьной научно-практической конференции.

18

Май

Корректировка циклограммы работы с ОД на следующий учебный год, анализ результативности работы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!