Занятие по масляной живописи "В поисках Красного Пумпончика" построено в формате сказочного образовательного квеста для детей 7–10 лет.
Через геймификацию, сюжетную миссию и образ главного героя — лисёнка Фоксика — дети знакомятся с основами работы масляными красками, учатся передавать форму, цвет и характер персонажа.
Цель занятия - формирование у детей 7–10 лет начальных навыков масляной живописи через игровую форму квеста и создание сюжетного портрета персонажа.
Задачи:
Целевая группа: дети 7-10 лет.
Технология: геймификация (образовательный квест).
Главный герой: Лисенок Фоксик, житель Радужной долины.
Миссия: Помочь Фоксику найти его потерянный красный пумпончик от шапочки, создав его портрет-объявление.
Подготовка:
1. Кабинет украшен как "Волшебная мастерская". На стене - карта "Радужной долины". Звучит спокойная, сказочная музыка.
2. Артефакты:
Цель: знакомство с героем, техникой безопасности, создание карандашного эскиза и подмалевка.
Педагог входит в образ "Хранительницы Волшебной палитры".
- Здравствуйте, юные волшебники! Сегодня к нам в мастерскую прилетела тревожная телеграмма из Радужной долины.
- Ее житель, лисенок Фоксик, потерял самую важную часть своего наряда - красный пумпончик с шапочки!
- Без него его радужная жилетка не сияет. Он просит нас нарисовать его яркий портрет, чтобы расклеить объявления по всей Долине. Поможем?
Раздача "Паспортов Волшебника".
В игровой форме объясняем правила.
- С "Волшебной росой" (разбавителем) работаем только с открытым окном, не подносим к лицу. "Следопытов" (кисти) моем в "волшебном источнике" (банке) аккуратно. "Ловцы лишнего" (тряпки) - наши лучшие друзья".
Дети хором произносят клятву: Кисть в руке, ум в голове, рисовать красиво я смогу везде!
Получают первую печать в паспорт - "Знак чистых рук".
- Чтобы портрет был похож, нужно поймать характер Фоксика! Он забавный, немного пушистый, держит свою любимую кружку с горячим шоколадом. (Показываю изображение лисенка на экране или плакате)
Задание
Легкими линиями нарисовать на холсте фигуру лисенка. Можно обвести волшебный трафарет. (это "секретное заклинание для точности")
Акцент на простые формы: овал для мордочки, треугольники для ушек, большая кружка в лапках. Педагог помогает, хвалит "ловкость линий".
После выполнения - вторая печать: "Знак уверенного карандаша".
- А теперь заклинание фона! Наш фон уже светится, как утреннее солнце. Дадим ему тепла!
Показываю прием: на плоскую кисть берем немного оранжевой краски, растираем ее на палитре. Легкими, прозрачными движениями добавляем тепло к желтому фону, создавая объем.
Дети повторяют. Главное - не перекрыть желтый цвет полностью, а добавить свечение.
В паспорт - печать "Знак солнечного заклинателя".
Потрясем пушистым хвостом, погреем лапки о кружку, попрыгаем за пумпончиком!
Цель: пропись основного объема лисенка, работа с цветом и деталями.
- Теперь самое интересное - волшебная жилетка Фоксика! Она не простая, а радужная.
- Но мы не будем рисовать всю радугу, мы возьмем ее отсветы.
На мольберте вывешивается карта-подсказка с тремя мазками: красный, синий, зеленый.
- Ребята, ваша миссия - спрятать эти три волшебных цвета в складках жилетки!
Показываю прием: смешиваем на палитре основной цвет жилетки (например, теплый сиреневый или голубой) и добавляем в него отдельные мазки чистых ярких цветов, слегка смешивая их прямо на холсте. Это выглядит как мерцание.
Дети работают. Важно: жилетка должна быть одного основного тона, но с радужными бликами.
Прием "Тихие кисточки"
- Чтобы нарисовать пушистую шерстку на мордочке и грудке, наши кисти-следопыты должны идти по форме, как бы поглаживая лисенка.
- Мазки ставятся в направлении роста шерсти - от носика.
Рисуем мордочку, ушки, хвост теплыми охристыми, оранжевыми цветами.
Зеленая кружка: обсуждаем, какой зеленой она будет - изумрудной или салатовой? Смешиваем цвета. Рисуем кружку, добавляем белый блик - "отблеск от горячего шоколада".
Печать в паспорт: "Знак волшебного колориста".
- Пока наши портреты немного сохнут, у нас есть важная миссия!
- По некоторым данным, красный пумпончик мог спрятаться в нашей мастерской!
Дети ищут и находят коробку с красными помпонами. "Ура! Мы нашли целое гнездо пумпончиков! Теперь мы точно знаем, как он выглядит, чтобы дорисовать его в конце!". Каждый ребенок может потрогать помпон.
Цель: детализация, создание фона с набрызгом, финальное "оживление" картины.
Рисуем глаза - два ярких акцента.
- Глаза - это окна в душу. Дадим Фоксику добрый и задорный взгляд!
- Белая точка-блик в глазах делает взгляд живым.
- Носик - черная капелька.
Важно! Этот этап полностью контролирует педагог из-за техники безопасности.
- В Радужной долине всегда летает волшебная золотая пыльца. Давайте создадим ее с помощью древнего заклинания - Набрызга!
Дети по очереди подходят к мольберту педагога со своим холстом. Педагог показывает: жесткой щеткой и палочкой разбрызгивает густую, почти неразбавленную оранжевую краску на светлый фон вокруг лисенка.
Получается эффект праздничного, искрящегося фона. Это магический и очень эффектный этап, который вызывает восторг.
- Теперь главный герой нашего объявления!
- Используя найденный образец, рисуем на макушке пышный, объемный красный пумпончик.
Показываю прием: не просто красная точка, а пушистый шарик, созданный несколькими мазками-"лепестками". (мазок веерной кистью или несколько точечных мазков круглой)
Дети завершают работу.
Последняя печать в паспорт: "Знак Мастера Радужной Долины".
Все работы выставляются на "Волшебный вернисаж". Каждый "художник" представляет своего лисенка и рассказывает, какое имя он ему дал и где, по его мнению, любит пить шоколад его Фоксик.
Педагог благодарит всех за помощь.
- Теперь с такими яркими портретами Красный пумпончик обязательно найдется! Вы настоящие волшебники!
Вручение дипломов "Помощник Хранителя Палитры" (можно распечатать) или наклеек наших арт-коинов.