Цель занятия: развивать зрительные представления и впечатления от натюрморта.
Задачи:
Оборудование: акварель, бумага, кисти, графические материалы, словарь, ПК.
Зрительный ряд: референсы блюд, презентация.
Педагог вместе с детьми вспоминают жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусства – натюрморт. (Демонстрация иллюстраций)
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется натюрморт.
- Сегодня мы познакомимся с таким понятием как Food-скетчинг. Как вы думаете, что оно значит?
Food-скетч - это рисунок еды
- На сегодня самый популярный и вкусный вид скетч-иллюстрации. Используется для создания кулинарных рецептов, рекламной продукции, оформлении меню и интерьеров.
- Фуд-скетчинг можно считать производным от натюрморта, но в определенный момент рисование еды стало настолько популярным, что даже получило в английском языке собственное название (по аналогии с food photography).
- Кстати, именно с модой на фуд-фотографию можно связать зарождение этого направления в скетчинге. Благодаря огромному количеству прекрасных снимков у художников всегда есть исходники для полноценных иллюстраций, и можно даже не выходя из дома нарисовать шикарное и замысловатое блюдо.
Ножка деревянная,
Одежка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю. (Мороженое)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Бисквит, слоями сложенный,
Это вкусное... (Пирожное)
Резные, крученые,
С начинкою, слоеные.
Вкусно - просто объеденье!
Это что? - Это ... (Печенье)
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий... (Ананас)
Очень я его люблю,
Утром с молоком я пью,
Но не кофе и не чай,
Ну-ка быстро отвечай! (Какао)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (Груша)
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Пончики)
Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один
С пылу с жару тонкий... (Блин)
Хлеба свежего полоса,
Сверху сыр и колбаса.
Сам он просится к нам в рот,
Аппетитный... (Бутерброд)
– Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них? Почему? (Ответы детей)
– Что объединяет все предметы? (Тема, принадлежность)
– Почему в изображении плодов краски различаются по насыщенности: одни светлее, другие темнее?
– Как художники передают объем на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой?
- Какую роль здесь играет солнечный свет?
- Верно: солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – темными (тень).
- Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.
Чтобы скетч вышел хорошо, а вы получили удовольствие от рисования, прочитаем советы. Они помогут избежать самых распространенных ошибок в фуд-скетчинге:
Начинай с простого
Пусть первыми зарисовками будут простые формы.
Например это могут быть пончики, леденцы или макаронс.⠀Важно, чтобы тебе было интересно рисовать. Да и референс не отпугивал сложностью.
Не усложняй
Если ты совсем новичок в рисовании и не очень знаком с правилами композиции, то старайся размещать на рисунке минимум предметов.
А чтобы скетч не казался пустоватым – всегда можно добавить яркий фон или интересную надпись.
Не забудь про свет и тень
Определи сразу, где расположен источник света, куда будет падать тень. Предмет с освещенной стороны на скетче будет светлее, и еще на нем скорее всего будут блики
Используй разные штриховки для разных текстур
Воздушность хлеба лучше всего покажет штриховка "скобочками", а гладкость яблока – классическая штриховка по форме.
Не используй больше 5 цветов в одном рисунке, иначе рисунок будет смотреться пестрым и не гармоничным.
Подсматривай идеи у других
Нет ничего плохого в том, чтобы учиться новым техникам и хитростям у других художников, можно смотреть мастер-классы, советы и лайфхаки тех, чьи рисунки вам нравятся.
Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали (активное сгибание и разгибание пльцев)
Пусть немного отдохнут
Снова рисовать начнут. (встряхнуть руками перед собой)
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (энергично отвести локти назад)
1. Натюрморт с натуры
- Сегодня мы будем работать с референсом "пончики". Они настолько хороши в своей глазури, что их невозможно не нарисовать!
- И для навыков рисования в них немало пользы — на похожих друг на друга объектах можно отслеживать изменение тональных переходов в зависимости от цвета и фактуры, сохраняя при этом неизменность общей формы.
- Тема эта "вкусная" и рисовать ее очень приятно.
2. Последовательность выполнения работы:
а) На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправлений резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет.
Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов.
б) На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунков, исключая блики.
в) На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда.
Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно света примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
4) На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Сверяем положенный на бумагу мазок с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли та цветовая пропорция, которая есть в натуре.
Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.
5) На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры некоторых предметов. Рисунок завершен.
Справка
Дидактическая игра-мозаика "Food-скетч"
Собрать натюрморт из разрезанных частей. Карточки можно раздать: по рядам, на 2–3 парты или на всю группу.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит 3 пончика разного цвета.
- Возьмите пончик, который подходит Вашему настроению и приклейте на поднос.
Просмотр и анализ выполненных работ. Педагог отмечает красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натурной постановки.
Анализ общих ошибок.
Уборка рабочих мест.