Узелковое плетение макраме – один из самых старинных и интересных видов прикладного творчества, развивает мелкую моторику рук, что в свою очередь способствует развитию речи и памяти учеников младших классов.
Дети с низким уровнем развития моторики утомляются быстрее, они с трудом выполняют письменные задания, концентрируют внимание, делают выводы.
Занимаясь узелковым плетением - макраме развиваем: мелкую моторику, внимание и концентрацию, умение работать в группах, творческие навыки.
По некоторым данным макраме пришло с востока в VIII-IX веках. Изобретателями самых хитроумных и практических узлов оказались моряки. В морском деле насчитывалось около 500 узлов. В старые времена плавание парусников длилось порой, годами и моряки от скуки придумывали различные переплетения из веревок.
Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую веревку в изящную и нужную вещь. За многовековую историю макраме периодически забывалось, но благодаря красоте и прочности вновь и вновь возрождалось.
Сейчас искусство макраме снова переживает очередное возрождение, плетеные изделия используют в убранстве дома, в сочетании с одеждой, а также плетут миниатюрные и более крупные изделия.
В условиях ГПД нет определенного времени, чтобы заниматься рукоделием как в кружке, поэтому, ребята при желании, сами выбирают для этого свободное время. Обучение построено в последовательности – от простого к сложному.
Занимаясь макраме, учащиеся могут достичь достаточного уровня для подготовки к самостоятельной непрофессиональной, творческой деятельности, развивают определенный навыки и умения, учатся правильно организовывать свою работу, соблюдать технику безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Для начала изучения плетения узлов мы используем более толстый шнур, толщиной 0,5 см для большей наглядности и понимания порядка действий. Также, ребята учатся проговаривать свои действия, что является условием для формирования речи. Освоив несколько узлов, обладая терпением и фантазией, можно сплести очень красивые и нужные вещи. Этот вид рукоделия даёт широкую возможность проявления творческой индивидуальности ребенка.
Организовать такое обучение в ГПД не сложно. Нужны полумягкие подушки, на которые крепят изделие, шнур синтетический или хлопковый, иногда используем деревянные шарики или другие украшения.
Изучив технику плетения, ребята с удовольствием плетут подарки для своих родных и друзей, радуются полученному результату, притом, что важно для детей, изделие можно сплести очень быстро. Например: "У бабушки завтра день рождения, очень нужен подарок!"
Какие изделия сплести, мы с ребятами выбираем в специальных журналах, книгах, в интернете или придумываем сами. Учим обозначения на схемах плетения, разбираем порядок действий и сборку изделия, если это нужно. (кошельки, сумочки и др.)
Шнур для плетения можно купить окрашенный. Я покупаю в бобинах, так дешевле. Как я окрашиваю шнур: из бобины перематываю в пасмы (крепко не связываю), затем на несколько часов замачиваю в холодной воде, чтобы нитки хорошо пропитались для равномерности окрашивания и крашу как шерстяные нитки красителями для шерсти.
Хочу ещё отметить, что родители очень ценят то, что во время ГПД их дети освоят новые знания умения, они с удовольствием помогают в приобретении материалов.
Изучение такого вида рукоделия как макраме приобщит учащихся к различным направлениям прикладного творчества, разовьёт творческое мышление, дети приобретут новые знания и умения, научится видеть красоту окружающего мира.
Использование трудовой деятельности в группах продленного дня является эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий что является фундаментом для успешного обучения детей в школе.