Цель: познакомить детей с понятием время и способами его измерения.
Задачи:
Педагог: Здравствуйте, дети!
- Сегодня возле школы я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное.
- Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем солнышко, говоря друг другу ласковое слово)
- Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
- Ребята, послушайте загадку...
Цифры Время стерегут
И за Временем бегут.
Время сдвинется на миг
И они тот час же прыг. (часы)
- Как вы думаете, о каких цифрах идет речь? (ответы детей)
- Тогда посмотрите на подсказки. (слайд)
- О чем же говорится в загадка? (о часах)
- Правильно мы будем говорить о часах и о времени. Какое сейчас время года? (дети отвечают на вопросы педагога)
- А какой месяц?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Какой день недели?
- А какой день недели будет завтра?
- А теперь давайте настроимся на позитивный лад: у нас сегодня с вами гости, но вы на них не обращайте внимание, работайте как всегда.
- Мы немного поиграем, о часах все разузнаем. Тема занятия "О времени и о часах", а чтобы вам было интереснее занятие пройдет в форме викторины.
- У нас есть часы, только на часах не хватает цифр. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать по цифре. Наша задача получить все цифры.
- Что означает слово "часы"?
- Кто сможет назвать все значения этого слова, тот получит цифру для наших часов. (промежутки времени, обозначение времени суток, прибор для измерения времени)
- Вот вы и справились с первым заданием викторины. (крепится цифра 1)
- Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах и готовили еду на костре, они заметили, что светло становится, когда солнышко появляется на небе, оно медленно поднимается и чем выше оно над головой, тем светлее и теплее становится.
- Чем ниже спускается солнышко, тем темнее становится. На небе появляются звезды. Древнему человеку это было важно, потому, что когда светло и тепло – он мог охотиться, а когда темнело – ему хотелось спать.
- Древний человек догадался, что светлые и темные периоды можно измерять. Он придумал изобретение, какое? (Часы. Крепится цифра 2)
- Правильно. Это часы. Первые часы были солнечные. Люди узнавали время по направлению тени от какого-то предмета.
- Недостатком их было то, что когда солнышко - было закрыто тучами, часы не работали. Время шло, люди становились все умнее и придумывали все более совершенные часы.
- Сегодня мы пользуемся часами с циферблатом. Вот такими.
Циферблат – это круг с цифрами
- Какие цифры вы видите на циферблате? (Дети перечисляют. Держи цифру 3)
- А еще у часов есть стрелки. Одна – маленькая и толстая. Она называется часовая. Она толстая и неуклюжая. Двигается медленно.
- За целый час она переходит от одной цифры к другой.
- Вторая стрелка – длинная. Она называется минутная. Она движется быстрее. За час успевает сделать целый круг. 1 час – это целых 6о минут.
- Третья стрелка длинная и самая тоненькая – это секундная, за одну минуту она проходит целый круг, то есть 60 делений.
- Ребята, а как вы думаете, 1 минута – это много, или мало? (дети отвечают)
- У меня есть удивительные древние часы, у которых нет циферблата и стрелок. Вместо этого в них есть песок. Они так и называются – "песочные". (слайд)
- Они умеют точно отмерять минуту. Садитесь за столы ровненько, и по моей команде начнете разукрашивать только круги на бумаге. Посмотрим, сколько кругов вы разукрасите за 1 минуту.
- А теперь давайте проверим. Сколько кружков получилось за минуту у Настеньки? Сколько у Дарьи? Сколько у Никиты? (получаем цифру 4)
- А как вы думаете, что еще можно сделать за 1 минуту? (причесаться, надеть колготки, нарисовать дерево).
- Помните, что минуты текут очень быстро. Если не уследите за их течением, то будете отставать от всех, не успевать прийти вовремя, опаздывать в кино, детский сад или школу.
- Отсчет времени начинается ночью, когда мы все спим, потом наступает утро – мы просыпаемся, далее идет день? Что мы днем делаем?
- Потом настает вечер и после вечера опять ночь.
- Что-то наши гости совсем загрустил. Наверно, им не понятно, как пользоваться часами. Я хочу пригласить всех посмотреть мультфильм, который научит вас ориентироваться по часам.
Мультик про часы
- А теперь давайте поиграем. У вас в руках конверт с фишками.
- Сначала разложите фишки по порядку друг за другом.
- Сначала какую фишку вы положите? (Черную)
- Почему? Следующая какая? Почему? и т.д.
Игра "Когда это бывает"
- Теперь, я буду показывать вам картинки, а вы поднимайте подходящую фишку. Стрелка на 5, 6, 7, 8, 9...
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик- так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)
Налево – раз, направо – раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево – вправо)
Мы тоже можем так!
- Мне кажется, что все уже поняли, как ориентироваться по часам. Посмотрите, сколько разных часов придумали люди для удобства и красоты. (презентация)
- Здесь часы механические и электронные, настенные, наручные, нагрудные, карманные. Бывают даже часы – серьги для женщин. Ребята, а какой формы бывают циферблаты.
- Они тоже самые разные. (круглые, квадратные, прямоугольные)
- А вот это – особенные часы. Отгадайте еще одну загадку.
Я напрасно не хожу,
Когда надо – разбужу. (Будильник. Переводят на 10)
- А теперь послушайте следующее задание: перед вами на столах названия промежутков времени. Нужно разложить названия по возрастающей: cекунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.
- Задание выполняем тихо, чтобы слышать, как тикают наши часики. Ну, а кто справится первый, поднимите руку. (Переводят на 11)
- Ребята, оставьте таблички со словами на столах так как вы их разложили, давайте еще раз повторим промежутки времени.
- А теперь переходим к следующему заданию. На доске цифры. Подумайте, что эти цифры обозначают? (60, 60, 24. 7. 30 (31.28,29), 12)
- Вам нужно разложить цифры в определенном порядке, кто пойдет к доске? (получают 12 (разукрашка)
- Вот и мы с вами не заметили, как пролетел целый урок. На часах все цифры на месте. И это значит, что занятие подошло к концу.
- Давайте вспомним, чему оно было посвящено. (Ответы детей)
- Что вам больше запомнилось и понравилось?
- Было ли вам интересно, что вы узнали полезного для себя?
- Ребята в начале урока мы передавали солнышко и говорили добрые пожелания друг другу, но посмотрите чего у солнышка не хватает? (лучей)
- У вас на столах лежат по два лучика красного и желтого цвета. Давайте каждый по очереди подойдет к солнышку и повесит лучик определенного цвета.