Цель занятия: формирование умения изображать зимний лес в технике пластилинография.
Задачи:
Форма проведения: пластилинография.
Целевая группа: школьники начальных классов.
Оборудование: пластилин белый и цветной, пластилиновые нити, доски для лепки, стеки, образцы пейзажей по данной теме, влажные салфетки, музыкальное сопровождение Вивальди "Времена года", иллюстрации с изображением зимней природы, конверт, рисунки детей из Африки.
Предварительная работа:
Дети приглашаются встать в круг.
Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок.
Слева друг и справа друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, вы пришли сюда сегодня с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку другу.
- Какое у вас настроение? (ответы детей)
- Изменилось ли ваше настроение? (Обращаю внимание детей на лежащий в стороне конверт)
- Ой, а что это за конверт у вас тут лежит? Давайте посмотрим и прочитаем, что же там написано.
Письмо
"Здравствуйте ребята! Пишут вам дети из Африки. Сейчас мы в детском саду изучаем, какой бывает зима в разных странах - у нас она всегда зеленая, потому что Африка, по большей своей части, является самым жарким континентом на планете.
Мы, дети из Африки, ни разу не видели снега, не знаем, какая у вас зима, поэтому просим вас показать, какая зима в России".
- А еще в письме лежат рисунки, посмотрите какие. Это Африканские ребята нарисовали свою зиму, давайте их рассмотрим.
- Давайте поможем Африканским ребятишкам!
- Ребята, а что же вы знаете о зиме в России? Как мы сможем красиво и красочно рассказать о своей зиме? (Обсуждение зимы, рассматривание иллюстраций)
- Зима – чудесное, можно сказать волшебное время года. А вы любите сказки? (да!)
- А я очень люблю их рассказывать. Предлагаю отправиться в одну чудесную зимнюю сказку, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо.
- Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка.
- Я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно послушать музыку и мой голос. Тогда вы обязательно увидите сказку Зимы.
- Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша идет по лесу сама Волшебница Зима. Она дарит белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, загадочную и таинственную.
- Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки и осыпает их серебряной пудрой.
- Теперь она манит нас в свою сказку, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей на встречу и замираем от восторга!
- Зима - кружевница весь лес нарядила! Вы сумели увидеть зимнюю сказку? (дети отвечают)
- Расскажите, пожалуйста, что вы увидели? Я предлагаю вам занять свои места и создать каждому свою картину.
- Для этого, нам надо превратиться в художников! Но не обычных художников, а в художников, которые рисуют пластилином!
- Для этого нам понадобятся волшебные палочки! Но где же нам их взять? Вот что нам послужит волшебными палочками - пластилиновые нити!
- Вы знали, что можно рисовать пластилином?
- Скажу вам по секрету, что я уже пробовала рисовать пластилином, и вот, что у меня получилось. (показ картины-образца)
- Вы тоже можете сделать своими руками зимнюю картину. А как называются картины, на которых изображают природу?
- Попробуем сделать с вами зимний пейзаж. Но перед тем как нам начать рисовать, давайте немного разомнем пальцы.
Пластилинчик отрываем,
Хорошенько разминаем.
Яйцо в ладошках скатаем
И в лепешку превращаем.
- Ну что же мои добрые волшебники, пора творить чудеса.
- А я вам немножко помогу, ведь вы пока только учитесь волшебству.
Размазывание
- Пластилин размазываем по поверхности картона движениями сверху вниз, либо слева направо.
- Ребята, давайте немного отвлечемся и прогуляемся пальчиками по зимней улице.
Пальчиковая гимнастика "Прогулка"
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять. (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили, (катаем ручками комок)
Птичек крошками кормили, ("кормим птичек")
С горки мы потом катались, (ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Суп поели, ("едим суп")
Спать легли. (ладошки под щечку)
Пластилиновые нити
- Изображаем пластилиновыми нитями дерево, кусты, снеговика.
- Ребята, как вы думаете, понравятся ли ваши работы африканским детям?
- Почему вы так думаете?
- Удалось ли вам передать в своих работах дух русской зимы?
- Что было интересного?
- Что вам показалось самым тяжелым?
- У вас получилась настоящее чудо – зимняя сказка, созданная своими руками. Я думаю, что дети из Африки много узнают о зиме в России с помощью ваших рисунков.
- Как мы можем передать наши рассказы и рисунки африканским детям?
- У меня есть вот такой конверт. Я хочу вам его подарить, чтобы вы, отправили свои картины.
- А еще, вы можете рассказать об этом письме ребятам из своей группы, может быть, они тоже захотят нарисовать зиму для Африканских ребят.
- И вместе со своим воспитателем вы все вместе отправите письмо.