Конспект урока по предмету Живопись на тему "Этюд головы человека. Работа по образцу"

Цель: работа с образца (репродукции работ художников). Копия этюда с передачей характера головы, пропорций, цветовых и тональных отношений.

Задачи:

  • познакомить учащихся с работами великих художников;
  • обучить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица, изучить пропорции;
  • вспомнить средства выразительности живописи.

Материалы и оборудование: листы формата А3, карандаш, ластик, гуашь, палитра, кисти, баночка для воды, репродукции картин художников (В. Серов "Портрет графини Орловой")

Ход урока

Организационная часть

Учитель: Здравствуйте, ребята.
Учащиеся готовят рабочее место, учитель отмечает в журнале отсутствующих.

Беседа. Объяснение нового материала

- Сегодняшняя тема нашего урока: "Этюд головы человека. Работа по образцу".
- В ближайшие занятия мы будем уделять большое внимание образу человека в искусстве.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великих мастеров портрета и сделаем репродукцию одного шедевра.

- Давайте с вами вспомним, что такое портрет? (ответы учащихся)

Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей

- В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека. Портрет, как правило, рисуется с натуры.
- О чем, кроме самого человека может рассказать портрет? (о времени, в которое жил человек - одежда, прическа, различные предметы)

- Верно, благодаря портретам мы можем проследить, как развивается история человечества, а так же, как меняется мода, характеры и типажи, а главное ценности людей того или иного времени.
- Смысл портрета в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.

- Портреты в живописной технике, могут писаться акварелью, гуашью и маслом. Сегодня мы рассмотрим портреты в живописной технике, написанные маслом. Для того чтобы выполнить копию портрета, написанного маслом, нам понадобиться близкая по консистенции краска - гуашь.

Виды портрета

  • Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или по-плечное изображение. Фигура в камерном портрете обычно дается на нейтральном фоне.
  • Психологический портрет, призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности.
  • Социальный портрет, позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.
  • Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, стоящим или сидящим на коне. С предметами говорящий о классовой принадлежности. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
  • Групповой портрет – портрет, изображающий нескольких человек от двух и более.
  • Автопортрет - изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала.

Рембрандт ван Рейн - один из выдающихся фигур в мире изобразительного искусства, писавших портреты камерного, социального и психологического вида. Он творил в первой половине и середине XVII века.

- Рембрандт хорошо передает психологическое состояние и настроение своих героев. Давайте рассмотрим его картины и выясним в каких настроениях пребывают герои его портретов. (рассуждения учащихся)

Глядя на портреты Рембрандта, складываются ощущения грусти и меланхолии его героев. Их судьба кажется трагичной. К этому выводу сподвиг общий колорит картин: темно-зеленый, темно-золотой, преобладание темных оттенков. Светотень портретов: все пространство наполнено густой тенью, освещено только лицо.

Карл Павлович Брюллов - живописец парадных и конных портретов первой половины XIX века. Он писал портреты придворных персон, аристократов.
- Художник стремился своим моделям польстить, приукрасить их черты лица, от чего люди на его портретах похожи на фарфоровых кукол. Давайте рассмотрим картины Брюллова и по рассуждаем почему так.

- В портретах Брюллова преобладает контрастный яркий колорит. Манера мазка сглажена и прилизана, от чего он почти не заметен. Герои портретов в хорошем расположении духа и размещены в определенную локацию (пейзаж или интерьер), которая дополняет их.

Валентин Александрович Серов - живописец второй половины XIX и начала XX века. Он писал портреты графинь, князей, деревенский народ, своих близких. Давайте рассмотрим картины Серова и проанализируем его манеру письма.

- В портретах Валентина Серова сложный приглушенный, приближенный к реальности, колорит и раскрепощенное движение мазка. Живописец стремиться передать индивидуальность героев передавая их черты лица и характер. И сегодня мы с вами будем делать репродукцию картины Валентина Серова "Портрет графини Орловой".

Картина В. Серова "Портрет графини Орловой"Картина В. Серова "Портрет графини Орловой"

- Давайте сравним манеру письма Рембрандта, Брюллова и Серова. В чем заключается их отличие? А также вспомним о средствах выразительности в живописи.

- Цвет - главное средство выразительности в живописи. У цвета есть характеристики: цветовой тон, насыщенность, светлота. У каждого художника индивидуальный колорит, который передает свое настроение.

- Через цвет они передают свое уникальное восприятие мира и героев. Для передачи объема как в рисунке, так и в живописи необходимо передать светотень предмета. В живописи светотень передается через цвет. Так же как штрихи в рисунке - должны идти по форме, так и мазки в живописи, аналогично, должны ложиться по форме.

- Для написания портрета нам понадобится всего четыре краски: основные цвета (синий, желтый, красный) и белила.

Творческая работа учащихся

Учитель рисует на мольберте, ученики повторяют рисунок на листе карандашом.
- Приступаем к выполнению репродукции "Портрета графини Орловой" кисти Валентина Серова. Портрет выполнен художником в полный рост с дополняющим образ интерьером. Нас будет интересовать исключительно голова, поэтому напишем копию по плечи.

- Перед тем как мы начнем работу с цветом, нам необходимо выполнить набросок головы, и передать пропорции, характерные черты лица героя. Какое впечатление вызывает портрет, какие выразительные черты лица у графини? (совместные рассуждения учащихся и учителя)

- Графиня выглядит статной женщиной средних лет. У нее выразительный нос с широкой переносицей (самая выступающая часть на лице), уставшие глаза, изогнутые брови, создающие надменное выражение лица, изящная вытянутая шея.

- Поворот головы в "три четверти". Вспоминаем построение головы человека. Компонуем голову в пространстве листа овалом. Далее проводим оси симметрии по горизонтали и по вертикали. На горизонтальной оси симметрии располагаются глазные яблоки.

- Делим нижнюю часть овала пополам и получим высоту носа. Нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка делим на две равные части и определяем положение края нижней губы.
- После соблюдения общих законов построения переходим к детальной передаче вышеперечисленных характерных черт лица графини.

- После завершения карандашного наброска мы переходим к определению колорита картины. Графиня Орлова выполнена в холодной цветовой гамме, которая так же подчеркивает, дополняет ее образ. Начинаем писать работу с больших плоскостей: с фона, шляпы, шубы.

- Закончив с фоном, приступаем к коже, к лицу. Обратите внимание на разнообразие цвета кожи. У людей цвет кожи неоднороден, и я предлагаю в этом убедиться.
- Взгляните на свои руки, рассмотрит внутреннюю и внешнюю стороны ладоней. Какие оттенки вы видите?

- У каждого цвет кожи разный: у кого-то бледнее, у кого-то смуглее. Наша кожа имеет оттенки бежевого, а также красного и сине-зеленого, фиолетового; из-за проглядывающихся вен и крови.

Ученики рисуют этюд головы.

Итог урока

Просмотр работ, обсуждение.

Учитель: Сегодня мы познакомились с тремя великими художниками, научились различать их манеры письма, вспомнили средства выразительности живописи и сделали репродукцию "Портрета графини Орловой".
- Большинство из вас справились с заданием. Спасибо за урок.

Уборка рабочего места.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!