Цель: работа с образца (репродукции работ художников). Копия этюда с передачей характера головы, пропорций, цветовых и тональных отношений.
Задачи:
Материалы и оборудование: листы формата А3, карандаш, ластик, гуашь, палитра, кисти, баночка для воды, репродукции картин художников (В. Серов "Портрет графини Орловой")
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Учащиеся готовят рабочее место, учитель отмечает в журнале отсутствующих.
- Сегодняшняя тема нашего урока: "Этюд головы человека. Работа по образцу".
- В ближайшие занятия мы будем уделять большое внимание образу человека в искусстве.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великих мастеров портрета и сделаем репродукцию одного шедевра.
- Давайте с вами вспомним, что такое портрет? (ответы учащихся)
Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей
- В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека. Портрет, как правило, рисуется с натуры.
- О чем, кроме самого человека может рассказать портрет? (о времени, в которое жил человек - одежда, прическа, различные предметы)
- Верно, благодаря портретам мы можем проследить, как развивается история человечества, а так же, как меняется мода, характеры и типажи, а главное ценности людей того или иного времени.
- Смысл портрета в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.
- Портреты в живописной технике, могут писаться акварелью, гуашью и маслом. Сегодня мы рассмотрим портреты в живописной технике, написанные маслом. Для того чтобы выполнить копию портрета, написанного маслом, нам понадобиться близкая по консистенции краска - гуашь.
Рембрандт ван Рейн - один из выдающихся фигур в мире изобразительного искусства, писавших портреты камерного, социального и психологического вида. Он творил в первой половине и середине XVII века.
- Рембрандт хорошо передает психологическое состояние и настроение своих героев. Давайте рассмотрим его картины и выясним в каких настроениях пребывают герои его портретов. (рассуждения учащихся)
Глядя на портреты Рембрандта, складываются ощущения грусти и меланхолии его героев. Их судьба кажется трагичной. К этому выводу сподвиг общий колорит картин: темно-зеленый, темно-золотой, преобладание темных оттенков. Светотень портретов: все пространство наполнено густой тенью, освещено только лицо.
Карл Павлович Брюллов - живописец парадных и конных портретов первой половины XIX века. Он писал портреты придворных персон, аристократов.
- Художник стремился своим моделям польстить, приукрасить их черты лица, от чего люди на его портретах похожи на фарфоровых кукол. Давайте рассмотрим картины Брюллова и по рассуждаем почему так.
- В портретах Брюллова преобладает контрастный яркий колорит. Манера мазка сглажена и прилизана, от чего он почти не заметен. Герои портретов в хорошем расположении духа и размещены в определенную локацию (пейзаж или интерьер), которая дополняет их.
Валентин Александрович Серов - живописец второй половины XIX и начала XX века. Он писал портреты графинь, князей, деревенский народ, своих близких. Давайте рассмотрим картины Серова и проанализируем его манеру письма.
- В портретах Валентина Серова сложный приглушенный, приближенный к реальности, колорит и раскрепощенное движение мазка. Живописец стремиться передать индивидуальность героев передавая их черты лица и характер. И сегодня мы с вами будем делать репродукцию картины Валентина Серова "Портрет графини Орловой".
- Давайте сравним манеру письма Рембрандта, Брюллова и Серова. В чем заключается их отличие? А также вспомним о средствах выразительности в живописи.
- Цвет - главное средство выразительности в живописи. У цвета есть характеристики: цветовой тон, насыщенность, светлота. У каждого художника индивидуальный колорит, который передает свое настроение.
- Через цвет они передают свое уникальное восприятие мира и героев. Для передачи объема как в рисунке, так и в живописи необходимо передать светотень предмета. В живописи светотень передается через цвет. Так же как штрихи в рисунке - должны идти по форме, так и мазки в живописи, аналогично, должны ложиться по форме.
- Для написания портрета нам понадобится всего четыре краски: основные цвета (синий, желтый, красный) и белила.
Учитель рисует на мольберте, ученики повторяют рисунок на листе карандашом.
- Приступаем к выполнению репродукции "Портрета графини Орловой" кисти Валентина Серова. Портрет выполнен художником в полный рост с дополняющим образ интерьером. Нас будет интересовать исключительно голова, поэтому напишем копию по плечи.
- Перед тем как мы начнем работу с цветом, нам необходимо выполнить набросок головы, и передать пропорции, характерные черты лица героя. Какое впечатление вызывает портрет, какие выразительные черты лица у графини? (совместные рассуждения учащихся и учителя)
- Графиня выглядит статной женщиной средних лет. У нее выразительный нос с широкой переносицей (самая выступающая часть на лице), уставшие глаза, изогнутые брови, создающие надменное выражение лица, изящная вытянутая шея.
- Поворот головы в "три четверти". Вспоминаем построение головы человека. Компонуем голову в пространстве листа овалом. Далее проводим оси симметрии по горизонтали и по вертикали. На горизонтальной оси симметрии располагаются глазные яблоки.
- Делим нижнюю часть овала пополам и получим высоту носа. Нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка делим на две равные части и определяем положение края нижней губы.
- После соблюдения общих законов построения переходим к детальной передаче вышеперечисленных характерных черт лица графини.
- После завершения карандашного наброска мы переходим к определению колорита картины. Графиня Орлова выполнена в холодной цветовой гамме, которая так же подчеркивает, дополняет ее образ. Начинаем писать работу с больших плоскостей: с фона, шляпы, шубы.
- Закончив с фоном, приступаем к коже, к лицу. Обратите внимание на разнообразие цвета кожи. У людей цвет кожи неоднороден, и я предлагаю в этом убедиться.
- Взгляните на свои руки, рассмотрит внутреннюю и внешнюю стороны ладоней. Какие оттенки вы видите?
- У каждого цвет кожи разный: у кого-то бледнее, у кого-то смуглее. Наша кожа имеет оттенки бежевого, а также красного и сине-зеленого, фиолетового; из-за проглядывающихся вен и крови.
Ученики рисуют этюд головы.
Просмотр работ, обсуждение.
Учитель: Сегодня мы познакомились с тремя великими художниками, научились различать их манеры письма, вспомнили средства выразительности живописи и сделали репродукцию "Портрета графини Орловой".
- Большинство из вас справились с заданием. Спасибо за урок.
Уборка рабочего места.