Программа детско-родительского тренинга для замещающих семей "Играем в роботов"

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи:

  • создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
  • обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
  • научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
  • формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
  • формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Длительность занятий: 3 занятия (3 дня) по 2-2,5 часа.

Участники: 3-4 семьи - дети старшего дошкольного / школьного возраста с родителями.

Методы работы: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

Материалы: клубок ниток, листы А4, цветные карандаши, фломастеры, клей, МАК "Роботы" по Ушаковой.

Ход занятия

Вводная часть

1. "Ирина интересная"

Всем участникам предлагается назвать свое имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребенку)

Примечание: ведущий помогает в выборе прилагательных. Это упражнение позволит составить представление о нынешнем состоянии участников тренинга.

2. "Ниточка судьбы"

Цель: формирование положительной групповой динамики.
Материал: клубок ниток.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей работе, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе.

Например, "Меня зовут... и я очень люблю петь..." (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок следующему родителю). Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с родителями обо всем, что может способствовать сплоченности. Спросите их: "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"

Основная часть

3. "Шкатулка секретов"

Цель: формирование положительной групповой динамики, активное знакомство друг с другом.
Материал: листы для записи, ручки.

Инструкция: мы все сейчас знакомились друг с другом, узнали друг о друге разные факты. Теперь я предлагаю вам немного поиграть. Возьмите листик и ручку, написать пять различных фактов о себе. Фактом может быть любая информация. Затем, я прошу выйти с ними в наш круг и не используя речь, то есть молча, перемещаться и знакомиться. Попробуйте по взаимодействовать друг с другом так.

Вопросы:

  • Какие у вас были трудности?
  • Что вам было интересно и необычно?
  • Что вам понравилось?

4. "Псикреты"

Цель: выявить психологические особенности игроков и развивать умение внятно объяснить причины и содержание своих поступков. Процесс игры заставляет внимательнее относиться к своим чувствам и поведению, сравнивая их с общепринятыми нормами. Она также способна улучшить детско-родительские отношения или сделать их более конструктивными.

Инструкция: игроки по очереди вытягивают карточки из колоды и зачитывают вслух. Если прочитанное игроку подходит, он оставляет карточку себе, и ход переходит к следующему игроку. Если не подходит, он может передать ее любому члену семьи на свое усмотрение, обосновав свой выбор, или положить ее в "корзину для мусора".

Тот, кому передали карту, тоже может согласиться или не согласиться с тем, что карта ему подходит. Так по очереди разыгрываются все карты (для одной игры рекомендуется брать 24-28 карточек). Для деток, только что начавших читать, это хорошая возможность в игровой форме попрактиковаться в чтении. В конце игры перед каждым игроком оказывается набор карт - его "психологический портрет" - каким он себя видит и как его воспринимают окружающие. Игроки зачитывают свои "психологические портреты" вслух, причем для ребенка может быть важно, чтобы про него прочитал значимый для него взрослый.

В процессе игры взрослым рекомендуется немного "отпустить возжи", подурачиться или попытаться наладить контакт со своим внутренним ребенком, отвечать так, как ответил бы много лет назад. Для себя составила список тем, ориентируясь на которые, можно сделать актуальные для ребенка подписи на карточках (буду очень рада комментариям, которые помогут его отредактировать и дополнить!):

  1. Отрицательные моменты в поведении ребенка, которые хотелось бы исправить.
  2. Положительные моменты в поведении ребенка, которые хотелось бы поощрить.
  3. Поведение или качества, которым бы хотелось научить ребенка.
  4. Отрицательные стороны характера или поведения мамы (или другого взрослого игрока) как пример осознания и самоисправления.
  5. Положительные стороны характера или поведения мамы (или другого взрослого игрока) как пример для подражания.

5. "Подводное царство"

Цель: релаксация.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте себя обитателем моря. Посмотрите, вы один из обитателей моря. Какой ты? Как живешь в этом огромном пространстве? Что ты там делаешь? Кто твои друзья? Как ты защищаешься от врагов? Кто твои враги? Ты – неотъемлемая часть огромного организма.

Кто ты в этом море? Что ты там делаешь? Что ты чувствуешь? На счет 5 вы откроете глаза. Психолог просит их превратиться в того обитателя, которого они представили. Пожить его жизнью, отслеживая свои чувства, повстречаться с другими обитателями моря. Обсуждение в кругу. Кем вы были? Как вам было? Чего хотелось? Чего не хотелось? Как это происходит в вашей реальной жизни? Что хотелось бы изменить? Как, по вашему мнению, это можно сделать?

6. "На планете роботов"

Цель: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, формированию представлений о себе, своей семейной роли детско-родительских отношениях.
Оборудование: листы А4, цветные карандаши, фломастеры, клей, МАК "Роботы".
Работа с метафорическими ассоциативными картами "Роботы"

Ведущий: Представь себе, что ты создатель робота и тебе необходимо из запчастей, которые тебе выпали (предлагается взять закрытые карты головы, туловища, ног), создать своего робота. Эти запчасти ты приклеиваешь и раскрашиваешь так, как тебе хочется. Как создатель робота, ты сам определяешь, для чего создан этот робот, чем он занимается. Придумай ему "говорящее" имя и фамилию, которые объясняли бы, кто он такой, что ему нравится, что он любит. Подумай, из какого материала он может быть сделан, ломается ли он.

Если ломается, то как чинится. Что является его источником питания, как он заряжается. Есть ли у него друзья, какие они. Есть ли враги, какие они. (Участники выполняют задание, затем по кругу представляют своего робота, рассказывают о нем. Далее предлагается создать общий дом, город, планету для роботов)

Ведущий: Представьте, что ваши роботы живут вместе. Давайте договоримся и создадим место жительства ваших роботов, выберите, что это будет: дом, город или, может быть, целая планета.

Нарисуйте им все вместе жилье, расскажите, как им здесь живется, где они спят, развлекаются, чем любят вместе заниматься, есть ли у них общее дело. Чем роботы полезны друг другу, как помогают друг другу, ссорятся или нет, как мирятся, если ссорятся. (Участники выполняют задание, а затем по очереди рассказывают про общий дом и роботов)

Заключительный этап

Обсуждение полученного опыта, обмен впечатлениями.

Размер:
16.01 Kb
Скачали:
1