Когда родители берут в семью приемного ребенка, они хотят для него самого хорошего. Помочь, дать душевное тепло, утешить. Вырастить хорошим человеком. И дети, живущие в детских домах, тоже хотят иметь свой дом и свою семью.
Почему же тогда так трудно все складывается в отношениях, а иной раз и не складывается совсем? Родители в отчаянии спрашивают себя "Что я делаю не так?", а ребенок думает "Это все потому, что я – плохой".
Существуют закономерности, проявляющиеся в жизни любой приемной семьи. Как определить истинную причину трудного поведения своего приемного ребенка, сориентироваться в истоках его или ее конкретных проблем для того, чтоб лучше помочь?
Скажите, пожалуйста, с какими запросами обращаются к вам родители приемного ребенка, какое "трудное" поведение вызывает больше всего у них беспокойство?
Ответы аудитории записываются на флипчарте в столбик. Участники называют примеры из своего опыта работы. Чаще всего в список попадают следующие примеры "трудного" поведения: воровство, вранье, непослушание, негативизм, истерики, гиперактивное поведение, агрессия, отказ ходить в школу, "липнущее" поведение, вспышки раздражения и гнева, использование нецензурных выражений, уходы из дома, манипулирование и пр.
Есть много трудностей поведения, которые могут поставить родителя в тупик, расстроить или даже рассердить его. Хотим Вас познакомить с одной эффективной техникой взаимодействия с приемными родителями в процессе психологического консультирования.
Самая распространенная проблема для замещающих семей — это трудное поведение подростка. Не все приемные родители готовы воспринимать и принимать ребенка со всеми, присущими ему особенностями и недостатками. Техника помогает более глубоко проанализировать проблемы, с которыми сталкивается семья.
Данное упражнение помогает замещающим родителям понять причину трудного поведения, понять разницу между проблемой и ее следствием. На большом столе выкладываются фотокарточки, отражающие трудное поведение подростков. Каждый участник выбирает по одной карточке. По очереди презентуют.
Вопрос: это проблема или следствие?
Вывод: у приемного подростка есть 3 причины, которые рождают огромный список следствий трудного поведения:
Любое поведение имеет свои причины и некоторые цели. Если ребенок ведет себя "плохо" - значит, он пытается сообщить Вам что-то важное. Возможно, он просит о помощи. Прежде чем принимать меры, необходимо постараться понять причины трудного поведения ребенка.
Помните о том, что сам ребенок не всегда может понять, что с ним происходит и объяснить это взрослому. Понять причины трудного поведения ребенка - задача взрослых.
Только если работать с причинами, можно помочь ребенку преодолеть трудности и прийти к желаемому результату. Бороться исключительно с "симптомами" - неэффективно, поскольку, если ребенок продолжает испытывать напряжение, то есть опасность, что на место одних симптомов придут другие.
Возможно, своим поведением ребенок пытается рассказать Вам, что происходило с ним до того, как он оказался у Вас. Если это так - это означает, что ребенок начал Вам доверять.
Выслушайте ребенка, посочувствуйте ему, позвольте рассказать о своих переживаниях. Если прошлый опыт ребенка был очень травмирующим, то может понадобиться помощь специалистов.
Возвращение к фото. Из выбранных фотокарточек участники выделяют ресурсы и пути выхода из сложившейся ситуации. Подведение итогов.