Библиотечный урок разработан для проведения библиотечного мероприятия в активной форме. Расчитано на учащихся 6-7 классов.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшняя встреча в нашей "Школе журналистики" будет посвящена дебатам. Наверняка, каждый из Вас смотрел и слушал телевизионные передачи, такие как "Время покажет", "60 секунд", "Большая игра" и многие другие популярные сейчас теледебаты.
Давайте разберемся, что это за форма ведения дискуссии, каким правилам подчиняется и попробуем сами выступить в роли известного телеведущего или его оппонентов. Итак, сначала немного теории.
Дебаты – это особая форма дискуссии, которая ведется по заданному регламенту
Определенная спорная тема, рассматривается с противоположных точек зрения. Например, некто утверждает, что "В России нужно отменить новогодние каникулы", и с помощью аргументов, приемов ораторского искусства пытается убедить других дебатеров в том, что это нужно.
Другая сторона ("оппозиционная") приводит свои контраргументы, и пытается убедить судей, что противоположная сторона не права, а правы они. Свое начало дебаты ведут из Древней Греции, где они были важным элементом демократии.
Цель дебатов - эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с оппонентом в спокойной, доброжелательной манере. Дебатеры должны уметь приводить аргументы за и против обсуждаемой идеи, постараться своими аргументами убедить третью сторону в правильности своей позиции.
Формы проведения дебатов бывают разные. На сегодняшний день различают два основных вида: обычные устные и очные дебаты и дебаты письменные (например, дебаты по Интернету). Выясним, каковы же принципы дебатов:
Уважение. В ходе дебатов не затрагивается личность участников, нельзя унижать участника за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, и лучшим оружием здесь могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, атакуются аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не сами оппоненты.
Честность. Честность – стержень дебатов. Ваша задача быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в раунде перекрестных вопросов. Не стыдно сказать: "Я не знаю", стыдно соврать людям в глаза. Дебаты, так же, как любой вид спорта должны давать равные условия участникам: одинаковое время выступления, одинаковое время на подготовку.
Главное не победа, а участие. Основное значение дебатов – обогатить вас и одновременно доставить удовольствие. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, вы поставили неправильную цель.
На успех оказывают влияние такие индивидуальные качества дебатеров, как:
Теперь рассмотрим основные элементы дебатов:
Первый и главный – это выбор темы. Она обязательно должна быть актуальна на сегодняшний день и обсуждаема в широких кругах. Вот почему так популярны на данный момент политические шоу. Темы дебатов бывают политическими, ценностными и фактическими. По открытости темы дебатов делятся на открытые, полузакрытые и закрытые.
Следующий элемент – аргументы. Каждая команда или оппонент для доказательства своей позиции создает систему аргументов для защиты своей точки зрения. С помощью аргументации команда (или оппонент) пытается убедить судью и зрителей, что ее позиция по поводу обсуждаемой темы – наилучшая. Дебаты вообще без аргументов невозможны.
Еще один важный элемент - поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить ведущему и зрителям свидетельства для подтверждения их точки зрения. Это могут быть цитаты, свершившиеся факты, статистические данные, доказывающие их позицию.
Следующий, не менее важный элемент дебатов - вопросы. Большинство видов дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется "перекрестными вопросами". Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления ошибок противника.
Проведение дебатов в библиотеке предполагает несколько организационных моментов. Во-первых, парты в библиотеке должны располагаться таким образом, чтобы участники дебатов могли видеть ведущего и друг друга (в форме прямоугольника или круга).
Во-вторых, выбрать ведущего лучше самим ребятам. Предпочтительнее всего такой вариант: ученики предлагают на роль ведущего кого-то из одноклассников, мотивируя свои предложения.
Можно использовать вариант "голосование", раздав каждому ученику "бюллетени". (ребята впишут фамилию того, кто, по их мнению, справится с ролью ведущего лучше других) Ученикам-зрителям можно раздать листочки с вопросами, которые помогут проанализировать проведенные дебаты.
В дебатах принимают участие 7–10 человек. Выбор участников и ведущего осуществляется по желанию учащихся. Дебаты проходят в течение 15–20 минут. Оставшееся время отводится на анализ дебатов.
Итак, а теперь давайте попробуем на практике осуществить задуманное. То есть провести дебаты на выбранную самими ребятами тему (как уже отмечалось, она должна быть актуальна). Из предложенных тем путем голосования мы выбрали самую актуальную: "Можно ли воспитать героизм?"
Перед началом дебатов можно поинтересоваться у ребят, приходилось ли кому-то принимать участие в дебатах? Если да, то на какую тему они дебатировали?
Мы разделили участников дебатов на дебатеров, судейскую коллегию и ведущего. У каждого своя роль, свои обязанности и свои действия.
Команды дебатеров. В зависимости от формата, каждая команда состоит из одного, двух, или четырех человек, которые называются спикерами. На протяжении игры команды представляют и отстаивают свою позицию, отвечают на вопросы.
Судейская коллегия. Состоит, как правило, из нечетного числа учеников, которые и судят дебаты. По ходу игры судьи заполняют судейский протокол, в котором оценивают аргументы и способ доказательства этих аргументов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
При этом судейство осуществляется на основе следующих критериев: содержательность аргументов, правильность тезисов, достоверность фактов, умение задавать вопросы, красноречивость, скорость и громкость изложения информации, жестикуляция, дикция, зрительный контакт, соблюдение регламента, наличие речевых ошибок.
Дебатский Таймкипер или ведущий. Следит за соблюдением регламента дебатов и правил игры. Он записывает время, использованное спикером, и фиксирует продолжительность таймаутов. С помощью специальных сигналов Таймкипер предупреждает спикеров о том, что до окончания выступления (подготовки) осталось 2 минуты, 1 минута и 30 секунд, также подает сигнал об окончании времени выступления или подготовки к дебатам. Пожалуй, это самый сложный и интересный персонаж в наших дебатах. Что же он должен еще уметь?
Вначале – вступительное слово Ведущего дебатов. Секрет состоит в том, что вступительное слово ведущего должно быть не только информативно насыщенным, но еще и обязательно эмоциональным. Добиться внимания слушателей, а также их расположения помогут и специальные приемы – введение в речь рассказа об интересном случае, цитирование известных деятелей культуры, искусства, известных политиков.
Существуют так называемые речевые стереотипы ведущего дебатов. (Данный материал предварительно оформлен в виде "Памятки для ведущего дебатов"). Речевые стереотипы ведущего дебатов представляют собой заготовки фраз, такие как: Нам предстоит… Я хочу… Мне хочется… Я хотел бы… Я предлагаю… поговорить, обменяться, обсудить, посоветоваться с вами, предложить Вам.
Употребляя данные речевые стереотипы, ведущий подчеркивает важность процесса обсуждения, поиска решения, обмена мнениями относительно тех актуальных проблем, которые являются темой дебатов, а не принятие какого-либо решения, утверждения какого-либо единственно правильного мнения, точки зрения.
Теперь перейдем к основной части дебатов. Итак, участники дебатов вступают в дискуссию:
Ведущий при этом:
Ведущий дебатов использует в ходе обсуждения такой прием, который называется стимулирование обсуждения темы, используя заготовки с ключевыми словами: Продолжайте... Прошу вас... Я вас слушаю... А что вы можете сказать об этом (по этому поводу, на эту тему)? Есть ли (еще) желающие высказаться (выступить)? Посмотрим на этот вопрос с другой стороны...
А также корректирует обсуждение при помощи тех же заготовок, но уже с другими речевыми оборотами:
Извините, я перебью вас... Извините, но здесь я хочу (хотел бы) заметить, что... Простите, что перебиваю, но... Я вынужден вас остановить (перебить, прервать)... Извините, что не даю договорить, но... Не отвлекайтесь... Вы ушли от темы... Вы не о том... Вернемся к нашей теме... Ближе к делу... Я все-таки хотел бы вернуться к разговору о... (к вопросу, к проблеме)...
В заключительной части Ведущий подводит итоги обсуждения: сообщает о разных точках зрения участников, о результате проведения дебатов; благодарит за участие. Для подведения итогов можно использовать опросный лист, который поможет в дальнейшем скорректировать и усовершенствовать проведение дебатов.
Вопросы для анализа дебатов