Простые упражнения для постановки руки

Овладение мастерством рисунка начинается с упражнений, развивающих глаз и руку. Эти упражнения очень важны, так как учат детей умению правильно проводить линии нужного направления, нажиму карандашом, развить координацию глаза и руки.

Для начала я знакомлю детей с самыми основными способами удержания карандаша. Первый способ держать карандаш – как в школе, "письменный". В рисовании эта позиция используется для исполнения линейного рисунка, штриховок, прорабатывания мелких деталей.

Во время работы, когда ребро ладони лежит прямо на листе, учащиеся непроизвольно растирают рисунок рукой. От этого на бумаге появляются пятна. Чтобы отвыкнуть от этого способа и учиться рисовать, не опираясь на лист ребром ладони и тем более локтем, нужно пользоваться следующим способом: держать карандаш – "за хвостик".

Карандаш держится так же, как в предыдущем способе, но рабочий конец карандаша находится дальше от пальцев. Этот способ дает большую свободу для работы с карандашом. Отставленный мизинец позволяет получать опору руке, при этом кисть не касается бумаги и не размазывает рисунок.

Важно следить за тем, чтобы движения руки учащихся не были скованными и зажатыми, а карандаш двигался по бумаге непринужденно, легко и свободно. Следует контролировать нажим и не зажимать руку в кисти.

В начале урока я предлагаю учащимся выполнить ряд простых упражнений для правильной постановки руки и развития техники. Основной принцип: на карандаш сильно не нажимать и каждый элемент следует рисовать не отрывая карандаша от бумаги, т.е находить характерные пункты точки и через них вести линию.

Все упражнения выполняются "на глаз", линейкой пользоваться при их выполнении не следует. Важно с самого начала стараться держать в поле зрения весь лист бумаги

Это правило должно перейти у учащегося в привычку, которая в дальнейшем поможет ему правильно композиционно располагать рисунок на листе, чтобы изображению было не слишком свободно и не тесно, чтобы оно не упиралось в края листа, а было уравновешенным. При выполнении всех упражнений не рекомендуется поворачивать лист бумаги.

Начинать рисунок нужно приблизительно, легкими линиями наметить место и величину изображения. Для того чтобы провести простую линию, сначала ставятся засечки, которые определяют ее длину и направление. В рисунке нужно приучать детей видеть все линию целиком.

Поэтому вначале я предлагаю учащимся сделать несколько движений в воздухе, как бы мысленно соединяя заданные точки направленной линией, а затем, опустив карандаш, прочертить легкую линию. Вести линию нужно не прерываясь, сразу по всей длине.

Последовательность изображения линии условно делится на четыре стадии:

  1. пометка двумя легкими точками направления и размера линии на листе;
  2. уточнение расположение линии более заметными, сильными точками;
  3. проведение по найденным точкам легкого изображения самой линии;
  4. на основании сравнения приведенной линии с заданной дальнейшее уточнение расположения линии и проведение ее окончательного изображения более сильным нажимом карандаша.

Рассмотрим упражнения для постановки руки более подробно. Детям младшего школьного возраста довольно трудно сразу провести прямую линию большой длины. В основном учащиеся сначала проводят маленькие короткие линии, чтобы превратить их в более длинную прямую линию. Я предлагаю ученикам упражнение на рисование коротких прямых линий: по всему листу бумаги ставятся точки в произвольном порядке.

Далее – проводим прямые линии от точки до точки. Рука должна двигаться от плеча, кисть не крутится. Важно закрепить правильное движение – чем увереннее будет двигаться рука, тем увереннее будут линии.

Затем я предлагаю ученикам упражнение на рисование длинных прямых линий: поставить точки у верхнего и нижнего краев листа. Затем - провести соединительную линию от верхней точки до нижней, поставив острие карандаша на верхнюю точку нацелиться на нижнюю точку, а потом быстро одним движением соединить эти точки. Этот способ стоит отрабатывать до тех пор, пока учащиеся не достигнут уверенности в выполнении упражнения.

Затем нужно проделывать те же движения в обратном направлении, то есть снизу вверх, а потом так же слева направо и справа налево. Первые линии получаются кривыми и неровными, важно чтобы ученик верил в свои силы и повторял упражнение для выработки нужной моторики.

Далее – задача усложняется. Я предлагаю детям разделить лист на равные части, которые затем нужно заполнить вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями на равном расстоянии друг от друга. Нужно делать это упражнение до тех пор, пока линии не будут получаться ровными и точными. С первого раза это задание может не получиться, понадобится многократная тренировка.

Упражнение в рисовании дуг окружностей

Через три точки несколько раз проводим изогнутую кривую, меняя соотношение точек. Лист при этом должен оставаться в изначальном положении, переворачивать его нельзя.

Упражнение в рисовании квадрата

В определенном месте листа бумаги рисуем с детьми квадрат со сторонами, параллельными краям бумаги, наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом.

Упражнение в рисовании окружностей

Рисуем квадрат, внутри которого вписываем круг. Далее - свободно водим карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой. Чем больше дополнительных линий учащиеся нарисуют в поиске нужной формы, тем лучше. В завершении нужно заштриховать круг диагональными линиями справа налево и обратно.

Упражнение в рисовании четырехконечной звезды

Рисуем квадрат, отмечаем точками середины сторон и соединяем точки тонкими линиями. Каждую из этих линий делим на четыре равные части. Полученные точки соединяем друг с другом, и с вершинами большого квадрата. На получившимся рисунке четырехконечной звезды находим и исправляем ошибки: несоразмерность частей, кривизну линий.

Упражнение в штриховке карандашом на силу тона

Рисуем прямоугольник, который делим на пять равных квадратов, сначала покрываем квадраты равномерной бледной штриховкой, затем со второго квадрата продолжаем штриховать оставшиеся. В итоге получается шкала – ряд оттенков, расположенных в определенном порядке от самого темного до самого светлого.

Перечисленные упражнения не являются единственными, помимо них я использую и следующие задания:

  • деление линий на равные части; проведение линий одинаковой / разной силы нажима карандаша;
  • проведение линий на равном расстоянии друг от друга;
  • проведение прямых линий, сходящихся в одной точке;
  • проведение прямых линий под разными углами;
  • проведение изогнутых линий;
  • рисование простых геометрических орнаментов.

На своем опыте я убедилась, что учащиеся младших классов, в силу своего возраста, устают от монотонного рисования прямых линий. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, некоторые упражнения проводим в игровой форме, через использование понятных для них образов.

Это может быть конструктивный рисунок кошки, собачки, их любимой игрушки и др. Главное – развить фантазию и творческие силы через поиски различных вариантов.

Приведенные упражнения ля постановки руки помогают осваивать инструменты для рисования, наделяют уверенностью и умением контролировать линии, понять, что линии бывают разные по пластике, по ширине, по настроению. Это влияет на эмоциональный строй в композиции и передачу пространства. После того как учащиеся научатся выполнять линейные эскизы, усложняем задачу и переходим к зарисовкам с натуры.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!