Педагог: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Я очень рада приветствовать вас на нашем открытом занятии.
Прозвенел звонок для нас,
Начинаем мы сейчас.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя… спокойно (дети)
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку… подними. (дети)
Педагог: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по подводному миру. Подводный мир очень богат и разнообразен.
- На пути нас будут встречать его обитатели. Перед вами на партах лежит пазл. Ваша задача его собрать. На это задание я дам вам буквально одну минутку.
- Начинаем выполнять упражнение.
- Давайте проверим, что же у вас получилось. Была ли эта картинка у кого-либо из вас? А эта?
- Отлично! У вас все получилось. Вы все молодцы!
- Ребята, посмотрите, сколько на экране появилось удивительных животных. А каким, одним словом их всех можно назвать? Давайте скажем хором. (Рыбы!)
- Совершенно верно.
- Темой нашего с вами сегодняшнего занятия является знакомство с внешним строением рыб и их приспособление к водному образу жизни.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, а, где живут рыбы? (в воде)
- Верно, среда обитания рыб называется водной. Поэтому рыбы имеет специальные приспособления к этой среде.
- Посмотрите на экран. Перед вами представлена рыба. Форма тела рыбы обтекаемая, заостренная в области головы.
- Если кто-то из вас когда-то держал рыбу в руках, знает, что рыба покрыта слизью. Это помогает рыбе передвигаться в толще воды.
- Для того, чтобы рыба не утонула, в каждой рыбе есть специальный орган под названием плавательный пузырь, который наполнен воздухом.
- Если присмотреться к рыбе по внимательнее, можно увидеть так называемую боковую линию.
- Органами дыхания у рыб служат жабры. Жабры – это выросты тела, через тонкие стенки которых из циркулирующей в них крови или полостной жидкости выделяется в окружающую воду CO2 и поглощается из нее O2. Нежные жабры снаружи покрыты жаберными крышками.
- У рыб есть три отдела тела: голова, туловище и хвост. Поскольку форма тела рыб обтекаемая, у них один отдел плавно переходит в другой. Таким образом, отделы тела лишены явных границ.
- У большинства рыб тело покрыто костной чешуей.
Беседа с учащимися по вопросам значения чешуи для жизни рыб в воде
- Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?
Дети: Чешуя препятствует образованию складок кожи при движении, способствует хорошей обтекаемости и защита органов рыбы.
Верно, помимо чешуи у всех рыб есть плавники. Плавники делятся на парные и непарные: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой и анальный).
- Непарные плавники спинной, анальный обеспечивают рыбе устойчивость при движении. Хвостовой помогает рыбе передвигаться вперед, своеобразный руль. Грудные помогают рыбе поворачиваться в воде, совершать движения вверх вниз и в стороны. Брюшные помогают удерживать равновесие в вертикальном положении.
Практическая работа с дидактическими карточками "Плавники рыб"
Педагог: А теперь давайте все вместе выполним упражнение. Подвиньте к себе листочки с заданием. Сейчас на экране будут появляться названия плавников.
- Ваша задача соединить плавники и их названия линиями.
- Вы все молодцы, а теперь убираем в карандаши и листочки на край стола.
- Ребята, давайте, все вместе выполним разминку.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть. (сложенными вместе ладошками изображают, как плавают рыбки)
Рыбка, рыбка, озорница, (розят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать! (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (ладошками изображают, как плавают рыбки)
Крошку хлебную взяла, (делают хватательные движения обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (волнообразные движения руками)
Рыбка быстро уплыла. (изображают как плавают рыбки)
Знакомство с пресноводными и морскими рыбами
- Мы уже говорили с вами про разные формы рыб, а сейчас давайте подумаем и назовем, где могут жить все эти рыбы. (В море, речке)
- Правильно. А чем они отличаются? (Они живут либо в пресной, либо в соленой воде)
- Верно, таким образом, рыбы делятся на пресноводных и морских.
Дидактическая игра "Кто, где живет"
- А сейчас давайте поиграем. На экране будут появляться разные виды рыб. Ваша задача определить, к какой группе они относятся.
- Если вы думаете, что к "морским рыбам", поднимаете синюю рыбку, если к "пресноводным" - зеленую.
- Ребята, вы это слышали? (Всплеск воды)
К нам из сказки приплыла
Там царицею была.
Рыбка это не простая
Рыбка это … (золотая)
Педагог: Сегодня к нам на занятие приплыла самая настоящая золотая рыбка. Чтобы ее не напугать мы с вами должны сидеть тихо и спокойно.
- Она попросила меня прочитать вам послание от нее. Послушайте внимательно и ответьте на мои вопросы.
Ох, и труден был мой путь,
Вот решила к вам свернуть.
Стало плохо жить мне в море:
Грязной стала вдруг водица,
Негде больше мне резвиться,
Говорят, что здесь у вас
Есть аквариумы сейчас.
Они просторные и большие
С очень чистою водой.
Разрешите, малыши,
Мне поплавать от души.
Только скучно, вот беда.
Нет подружек у меня!
Беседа с детьми о проблемах загрязнения водоемов "Бережное отношение к воде"
Педагог: Ребята, что могло случиться с золотой рыбкой?
- А как мы можем этого избежать?
- А как еще бережно можно относиться к воде?
- Ребята, а какие друзья могут быть у золотой рыбки?
- Правильно, сейчас я предлагаю каждому из вас сделать свою собственную рыбку.
Совместное с учащимися подведение итогов занятия. Рефлексия.