Цель занятия: развивать знания и умения по созданию художественных произведений из бумаги.
Задачи:
Учебно-методическое обеспечение занятия
Для педагога:
Для воспитанников:
Предварительная работа:
Домашнее задание: поинтересоваться, сколько на нашей планете океанов и как они называются.
- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня я вам предлагаю отправиться в необыкновенное путешествие. А куда именно вы узнаете, отгадав загадки.
Загадки:
Шириною широко,
Его не вычерпать ложкой,
Глубиною глубоко,
И не засыпать песком,
День и ночь
На нем не сделать дорожки,
О берег бьется,
Чтобы пройти пешком.
Из него вода не льется,
Оно бескрайнее, синее,
Потому что не вкусна
И ветры его стерегут,
И горька, и солона...
А корабли красивые,
По водной глади идут. (море)
- Правильно, море. А кто уже был на берегу моря? (Ответы детей)
- Хорошо, а сейчас закройте глазки, представьте, что вы на море. Какие звуки вы слышите? (Звучит запись "Морской прибой")
- Откройте глаза и посмотрите, какое бывает море. (Просмотр презентации)
- Оно может быть и спокойным, и шумным, и бурным с большими волнами. А сейчас посмотрите вокруг.
- Какие предметы вы видите вокруг себя, связанные с морем? (Педагог обращает внимание на оформление кабинета)
- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля)
- А как еще называют эту планету? (Голубая)
- Почему ее так называют?
- Посмотрите на карту мира, на карту нашей планеты.
- Под водой находится большая часть поверхности Земли. Ее покрывают океаны.
- Вспомним домашнее задание, которое я просила вас выполнить. Сколько океанов на нашей планете? (дети отвечают)
- Какие океаны вы знаете? (Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый)
- Море - это часть океана, их на планете тоже много. А также реки, озера, ледники тоже занимают огромную территорию.
- А теперь мы вспомним, каких обитателей морей и океанов вы знаете. В этом нам помогут загадки.
1. Ползет наоборот,
Задом на перед,
Всех под водой
Хватает клешней. (рак)
2. У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (рыбки)
3. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я … (осьминог)
4. Этот белый парашют
Волны к берегу несут.
Ты в воде его не тронь -
Обжигает, как огонь. (медуза)
5. Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто? (черепаха)
6. Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (морская звезда)
7. Через море-океан
Плывет чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан. (кит)
8. Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах - испуг (краб)
9. Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (акула)
- А теперь посмотрите, каких обитателей морей мы сегодня будем делать на занятии.
Краб
- Что есть у краба? Сколько у него клешней?
- Сколько ног? Чем покрыто тело краба?
- Найдите у себя на столе шаблон краба.
Медуза
- Что есть у медузы? На что она похожа? (На гриб с множеством ножек, на зонтик и т.п.)
- Почему нельзя трогать медузу руками? Какого цвета у них окраска?
- Найдите у себя на столе шаблон медузы.
Морская звезда
- Сколько лучиков у звезды? Какого размера бывают морские звезды?
- Какого цвета туловище у морских звезд?
- Найдите у себя на столе шаблон морской звезды.
Морской конек
- На кого похож морской конек? (На дракончика)
- Чем покрыто тело морского конька? Какого они цвета?
- Найдите у себя на столе шаблон морского конька.
Рыбки
- Что есть у рыбок? (Туловище, хвост, плавники)
- Какие по размеру и по цвету бывают рыбки?
- Рыбок будем с вами делать в технике оригами.
- Практически для всех обитателей у каждого из вас на столе есть шаблоны – для краба, медузы, морской звезды и морского конька. С шаблонами вы работать уже умеете. - Обратите внимание, что для медузы есть только шаблон верхней ее части - "шляпки". А "ножки-щупальцы" делаем из полосок.
- Намазываем клеем один конец полосок и приклеиваем к "шляпке" с одной стороны. (Показ готового образца)
- Еще вы можете видеть у себя на столе шаблон-квадрат. Как вы догадались, из квадрата мы будем изготавливать рыбок, используя технику оригами.
- Обводим квадрат на цветной бумаге. Складываем квадрат пополам: сначала два противоположных уголка, а затем два других противоположных уголка. (См. схему 1, 2)
Переворачиваем квадрат и складываем в другую сторону квадрат пополам только совмещая не углы, а противоположные стороны. (См. схему 3)
Разворачиваем все сгибы, слегка надавливаем на середину квадрата и соединяем две противоположные стороны – получится двойной треугольник, туловище рыбки. (См. схему 4)
Теперь нужно сделать хвост. Отгибаем одну часть угла к середине, немного вытягивая ее за границы туловища. (См. схему 5) Тоже самое делаем с другой стороны. (См. схему 6, 7) Переворачиваем, рыбка готова (См. схему 8). Остается только нарисовать глазки.
Схема изготовления рыбки
- Но прежде чем начать изготавливать морских обитателей, нам нужно сделать рамку-основу, которая будет морем, куда вы и поместите свои поделки. У каждого будет свое море. Для себя я сделала свой подводный мир, посмотрите. (Показ готового образца)
- Вы должны сделать каждый свой подводный мир. Для этого возьмите картон синего цвета (рис. 1). Сгибаем лист картона пополам (рис. 2) и разрезаем картон по нарисованным волнистым линиям, которые я заранее наметила, начиная от середины сгиба и не доходя до края сантиметра два (рис. 3-5).
- Аккуратно загибаем края. Разворачиваем и выгибаем полоски-волны через одну (рис. 6).
- Теперь подводное пространство готово и мы приступаем к изготовлению его обитателей.
- Вспомним правила работы и технику безопасности при работе с ножницами.
Правила работы:
Чтоб работа закипела,
С ножницами не шути.
Приготовьте все для дела.
Зря в руках их не крути.
Будем клеить, мастерить
И держа за острый край,
Все должно в порядке быть,
Другу их передавай.
Чтобы стол нам сохранить,
Лишь окончена работа
Картонку надо постелить,
Ножницам нужна забота.
Ножницы, бумагу, клей
Не забудь ты их закрыть
Клади на место поскорей.
И на место положить.
- Сейчас вы начинаете выполнять наше задание. Если кому-то из вас будет нужна будет моя помощь поднимите руку или негромко позовите меня.
- А мы продолжим слушать звуки, которые всегда присутствуют на побережье моря. Это поможет вам окунуться в морскую атмосферу и представить себя на берегу. (Дети выполняют задание)
- Я вижу вы немного устали, стараясь выполнить сегодняшнее задание. Давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, около своих столов.
Физкультминутка
К океану мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились. (выполняют наклоны вперед)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (делают плавательные движения руками)
Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)
Ну, и мы чуть-чуть пройдемся
И домой к себе вернемся. (садятся на свои места)
- Ребята, сейчас давайте выставим все ваши поделки на общий стол, создав тем самым большое подводное царство, где мы можем увидеть и разноцветных рыбок, интересных морских коньков, красивых медуз, симпатичных крабов и также разнообразные морские звезды.
- Теперь нужно навести порядок на своем рабочем столе: разложите материалы и инструменты, мелкие обрезки цветной бумаги нужно выбросить в ведро.
- Молодцы, вы сегодня очень хорошо потрудились. А скажите, чем занимались на занятии?
- Что нового вы узнали на этом занятии?
- Понравилось вам наше путешествие?
- А что вам понравилось?
- И на этом наше занятие закончилось.
- На память о нашем путешествии в подводный мир я хочу подарить каждому из вас небольшие подарки – точилку для карандашей в виде забавных разноцветных дельфинчиков.
- До следующих встреч!