Конспект занятия по трудотерапии "Весенние цветы. Изготовление нарцисса из бумаги"

Цель: учить детей делать младшего школьного возраста объемные цветы из бумаги на палочке.

Задачи:

  • закреплять изготовление стебля трубочкой из бумаги;
  • учить детей вырезать листья, цветок из бумаги и собирать все части;
  • закреплять знания о цветах на примере нарцисса;
  • познакомить с историей цветка нарцисса;
  • воспитывать любовь к природе родного края.

Демонстрационный материал: иллюстрации с нарциссом, нарцисс из бумаги (образец), заготовки для изготовления нарцисса.

Раздаточный материал: клей, салфетки, ножницы, кисти для клея, клеенка на стол, заготовки для изготовления нарцисса: белый квадрат размером 10х10 см для цветка; небольшую желтую полоску 2х21 см, из которой будет объемная сердцевина; две зеленые полосы 3х15 см для листьев; одна зеленая полоса 7х21 см, из которой будет стебель.

Ход занятия

Орг. момент

Проверка готовности рабочих мест.
Педагог: Всем добрый день. Ребята, сегодня на занятии у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Вызов интереса к работе и постановка цели

- Скажите ребята, какое сейчас время года? (весна)
- А кто назовет мне весенние месяцы? Какой сейчас месяц? (ответы детей)
- Что происходит в этом месяцев природе?

Май - сердце весны. Снег уже сошел. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дует теплый ветер, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов.

Расцветают деревья и кустарники: береза, сосна, черемуха, сирень. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады - цветут яблони, вишни, сливы. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.

Педагог: Какие цветы распускаются в мае? (ландыши, хохлатки, медуницы, анютины глазки, незабудки, в саду: нарциссы, тюльпаны)
- А теперь, ребята, отгадайте загадки.

Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный... (тюльпан)

Белые горошки
На зеленой ножке. (ландыши)

А когда он отцветает -
Непременно улетает!
Только дунь на "сарафанчик" -
Улетает … (одуванчик)

Есть у весеннего цветка,
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик-как у чеснока,
А корона-как у принца! (нарцисс)

Педагог: Ребята, какого цвета бывают нарциссы? (желтые, белые, кремовые)
- А еще они бывают махровые, когда на цветоносе находится один или несколько цветов, с махровым околоцветником или махровой коронкой, или коронка и околоцветник – махровые. И обыкновенные нарциссы, которые состоят их одного цветка. (показ картинок с нарциссами)

- Размножается нарцисс луковицами, которые сажают под зиму.
- Родина нарцисса - средиземноморье.

- Есть различные предположения происхождения этого цветка. По одной из версий, появилось оно в 5-4 в. до нашей эры и произошло от греческого слова "narkao". (в переводе означает ошеломлять, одурманивать, так как его запах может вызвать головную боль)

Нарцисс - очень древний цветок, с которым связано множество легенд, поверий и обычаев в культурах разных народов

  • У китайцев без этого цветка не обходятся, когда празднуют наступление Нового года. И если у европейцев в новогодний праздник любуются наряженной елкой, китайцы прежде всего украшают свой дом нарциссами.
  • У римлян венком из нарциссов встречали воинов - победителей, вернувшихся с войны.
  • Египтяне, древние греки и римляне выращивали нарциссы не только как декоративные, но и как ценные эфирномасличные растения. Обнаруженные в растении эфирное масло и алкалоиды по сегодняшний день широко используют в парфюмерии.
  • В Англии основано целое общество любителей нарциссов. И если кому-нибудь из членов общества удастся вывести интересную разновидность цветка, это считают большим событием. Луковицы такого растения стоят больших денег.
  • В Швейцарии в честь нарцисса устраивают ежегодный праздник с представлением, где разыгрывают древнегреческую легенду. В дни праздника у всех - букетики нарциссов.

- Хорошо прижился этот цветок и в России. Во многих наших садах первыми весенними цветами бывают нарциссы. Данному цветку посвящено много стихов. (Педагог читает стихотворение)

Помню, в нынешнем году
Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
В платье белые нарциссы.

Узкий лист, узорчатый наряд
Аромата тонкого каприз
По весне наполнит снова сад
Хрупкою изящностью нарцисс.
(Блинникова Марина)

Педагог: На Востоке нарцисс сравнивают с прекрасными и бездонными глазами любимой.

Самая знаменитая легенда – это древнегреческая история о судьбе невероятно красивого юноши по имени Нарцисс. Был он сыном бога рек по имени Кефисса и чудесной нимфы Лаврионы. Красота его была божественна, но сердце холодно, как лед. Многие девушки были влюблены в Нарцисса, но ни одну из них не считал он достойной любви, ведь любить он умел только самого себя.

Нарцисс мог часами сидеть на берегу реки и любоваться своим отражением в речной воде. В один прекрасный день увидела юношу вечно юная и красивая богиня любви Афродита. Была она так прекрасна, что не могли противостоять ее чарам ни боги, ни смертные. Увидев же Нарцисса, Афродита сама была очарована.

Но даже красота и любовь богини не смогли растопить сердце гордого и самовлюбленного юноши. Он оставался холоден и равнодушен. Разгневанная и обиженная Афродита решила покарать надменного Нарцисса, превратив его в цветок.

Вот почему нарцисс символизирует самовлюбленность, эгоизм, обманутые мечты. О слишком эгоистичном человеке говорят: самовлюбленный нарцисс.

Рассматривание образца

Педагог: Ребята, предлагаю вам сделать красивый весенний цветок "Нарцисс". (показ образца)
- Мы будем делать обыкновенный нарцисс, не махровый. Посмотрите на цветок, что вы видите? (Ножка у цветка трубочка из бумаги, листочки на ножке цветка приклеены парой. Вверху ножка приплюснута, чтобы приклеить цветок. Серединка цветка-коронка, состоит из свернутой трубочкой полоски, нарезанной лапшой)

- Сколько лепестков у нарцисса? (6)
- Какие бывают лепестки? (Округлые с заостренным кончиком)
- Какие листья у нарцисса? (зеленые, узкие, длинные)

- Какого цвета цветок бывает? (белый или желтый)
- А коронка какого цвета бывает? (желтого и оранжевого)

Частичный показ и объяснение последовательности работы

Педагог показывает и объясняет: вначале мы делаем ножку цветка-трубочку. Для этого мы берем прямоугольник и скручиваем его. Край приклеиваем, нажимает посередине и получается трубочка.
- Один конец трубочки нужно приплющить. На данное место будет крепиться цветок.

- Для изготовления цветка мы берем белый квадрат 10*10.
- Сложите его вдвое, соединяя противоположные уголки. Должен получиться треугольник. Совсем немного сложите вдвое треугольник, чтобы обозначить средину со стороны сгиба. Либо воспользуйтесь для этих целей линейкой.

- Учитывая середину, потяните за правый уголок и перенаправьте его влево.
- Затем левый согните вправо, выравнивая по краю.

- Получится вот такая деталь, в центре которой нужно нарисовать лепесток, либо сразу вырезать. Одна сторона цветка должна приходиться на центральную часть перекрестных уголков, далее рисуйте плавную дугу, но не до самого верхнего уголка.
- Обратите внимание, что по обеим сторонам от верхнего уголка должна остаться неразрезанная область, по сантиметру с каждой стороны.

- Раскройте, и у вас получится красивый цветок с шестью лепестками.
- С помощью торцевой стороны ножниц или карандаша приподнимите края лепестков вверх.
- Теперь возьмите желтую полоску и сделайте мелкие разрезы с одной стороны в виде бахромы. Ребром закрытых ножниц загните бахрому в какую-либо сторону.
- Скрутите в колечко и склейте края.  Приклейте получившуюся сердцевину в средину цветка. Приклеивать лучше клеем ПВА, так как его легче нанести на тонкий край бумажного колечка, и он быстрее схватывает детали цветка. Цветок нарцисса из бумаги готов.

- Мастерим листья бумажного нарцисса для этого зеленые полосы 3х15 см сложите вдвое вдоль длины.
- Нарисуйте сначала карандашом линии нужных разрезов или сразу закруглите углы с противоположных узких сторон.

- Раскройте и у вас получатся листья цветка.
- Завершающий этап: Приклейте цветок к палочке, ее можно предварительно подравнять ножницами.
- Нанесите клей на одну сторону листа, немного его сожмите и приклейте снизу стебля. Нарцисс из бумаги готов.

Закрепление последовательности работы

Педагог: Ребята, с чего мы начинаем работу? (делаем ножку цветка, затем цветок, середину цветка)
- Что потом делаем? (собираем цветок, приклеиваем середину, затем нужно с одной стороны приплюснуть стебель и приклеить на это место цветок, а внизу к стеблю приклеить листья парой)

- Перед работой давайте повторим инструкцию по технике безопасности.

Инструкция по технике безопасности

Правила безопасности при работе с ножницами

  • Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
  • Работай ножницами только на своем рабочем месте.
  • Следи за движением лезвий во время работы.
  • Ножницы клади кольцами к себе.
  • Подавай ножницы кольцами вперед.
  • Не оставляй ножницы открытыми.
  • Храни ножницы в органайзере лезвиями вниз.
  • Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  • Используй ножницы по назначению.

Правила безопасности при работе с клеем

  • При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  • Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
  • Кисть для клея использовать только по назначению, не баловать с ней.

Практическая часть

На столе лежат заготовки, клей, ножницы, салфетки, клеенка, кисти для клея.
Педагог: Итак, приступаем к работе.

Физкультминутка

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (руки вверх)
Ветер дует иногда,

Только это не беда. (машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

При индивидуальной работе объясняю по необходимости последовательность и технику выполнения работы.

Подведение итога урока

Рассматривание и выставка детских работ. (работы разложены на столе)
Педагог: Ребята, давайте рассмотрим цветы, какие у нас получились.

Размер:
23.49 Kb
Скачали:
6