Цели занятия: учить детей младшего школьного возраста составлять композицию цветущей ветки яблони из заготовленных форм; формировать умение составлять композицию.
Задачи:
Материалы и оборудование: иллюстрации цветущей яблони, веток с цветами яблони; образец аппликации ветки цветущей яблони; заготовки для показа выполнения аппликации: вырезанные цветы, листья, полоски бумаги для изготовления веток, заготовки для середины цветка, паспарту с тонированным фоном.
Раздаточный материал: листы бумаги (тонированные); клей-карандаш; салфетки; ножницы; элементы для показа: полоски гофрированной бумаги коричневого цвета, вырезанные цветы, заготовки для серединок цветов, листья, полоски гофрированной бумаги коричневого цвета для изготовления веток; паспарту, клеенка.
Проверка готовности рабочих мест учащихся.
Педагог: Всем добрый день. Ребята, сегодня на занятии много гостей, давайте поздороваемся.
- Скажите, ребята, какое сейчас время года? (весна)
- А кто может назвать весенние месяцы? (ответы детей)
- Попробуйте узнать эти месяцы в загадках.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц ... (Март)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
"Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
Далеко слышна свирель.
Это будит всех ... (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что это за месяц? (Май)
Педагог: Ребята, назовите, текущий месяц? (май)
- Что происходит в природе в этом месяце? (Все вокруг зеленое, появилась трава, распускаются цветы и т.д.)
- Правильно. Скажите, а где вы видели цветы, и какие весной? (подснежники, первоцвет, медуница, крокусы)
- Какие в мае? (нарциссы, тюльпаны, одуванчики…)
- Ребята, а в каком месяце цветут сады? (май)
- А какие деревья цветут? Назовите их. (Яблоня, вишня, сирень, черемуха)
В саду на дереве растет
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья. (яблоко)
Педагог: Правильно. Как называется дерево, на котором растут яблоки? (яблоня, рассматривание иллюстраций цветущей яблони)
- Назовите мне части, из которых состоит яблоня. (корень, ствол, ветви, цветы, листья)
- А что получится из цветов яблони потом? Что вырастает на этом месте? (яблоки)
- А сейчас послушайте стихотворение "Прекрасна яблоня в цвету"
Посыпал с неба яблонь цвет,
Живыми хлопьями снежинок,
Нас, погрузив в цветобалет,
Прекрасных цветобалеринок.
Они порхают, веселятся,
В порывах ветерка играя,
И по ребячески резвятся,
К себе внимание привлекая.
Все в белорозовых цветах,
Мир жизни яблоневого цвета,
Рай наяву, а не в мечтах,
Пейзаж – находка для поэта.
Прекрасна яблоня в цвету,
Стоит невинно в платье белом,
В мир излучая красоту,
Сияет яблоневым снегом.
(Юрий Крымский)
Педагог: Ребята, сегодня мы будем учиться составлять композицию цветущей ветки яблони из заготовленных форм.
- А кто знает, что такое композиция?
Композиция - составление различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию и идеи
Педагог: Ребята, предлагаю вам сделать красивую объемную весеннюю аппликацию "Цветущая ветка яблони". (показ образца)
- Как вы думаете, почему назвали объемная аппликация? (Объемной она называется потому, что изображение на картине получается выпуклым, выступающим над поверхностью фона)
- Посмотрите на аппликацию, что вы здесь видите? (Веточки сделаны из скрученной гофрированной бумаги, цветы приклеены парой, чтобы получились махровые, листочки, серединка из салфетки. Обратите внимание, что у листочков приклеена одна сторона и у цветка середина только, поэтому аппликация получилась объемной)
- А сколько у яблони лепестков обычно бывает? (5)
- Ребята, бывают у яблони лепестки махровые, они состоят из двух слоев лепестков. (показ цветов)
Педагог: Вначале мы приклеиваем ветки, они у яблони изогнуты. Для этого мы скручиваем из полосок коричневой гофрированной бумаги закрутку, наклеиваем по всему фону веточки, приклеиваем один цветок на другой крест-накрест, чтобы цветы получились махровые. (у яблони бывают обыкновенный цветы и махровые, двойные)
- Потом приклеиваем листочки парами и серединку, из квадрата салфетки делаем шарик. (частичный показ как выполнить аппликацию. Приклеивание ветки, цвета и листьев несколько)
Педагог: Ребята, с чего мы начнем работу? (с закручивания и приклеивания веток)
- Затем что мы делаем? (склеиваем цветы)
- Как склеиваем? (крест-накрест)
- А потом что приклеиваем? (цветы и листья)
- Как приклеиваем? (цветы за середину, листья – за одну сторону)
На столе лежат заготовки, клей, ножницы, салфетки, клеенка, паспарту.
Педагог: Итак, приступаем к работе. Не забудьте, что веточку нужно располагать красиво – на весь лист.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Взмахи руками перед лицом.
Закачалось деревцо. (Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз)
Ветерок все тише,тише,
Деревце все выше, выше. (Руки поднять вверх, подняться на носках)
Педагог в индивидуальной работе объясняет при необходимости последовательность и технику выполнения аппликации.
Педагог: Ребята, давайте рассмотрим получившиеся ветки цветущих яблонь у всех.
- У нас получился целый цветущий яблоневый сад! Что появляется на плодовых деревьях, когда они отцветают? (яблоки)
Рассматривание работ, выделение лучших, указать на недостатки. При анализе детских работ активизирует детей.
Педагог: послушайте стихотворение "Яблонька".
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
(Ирина Токмакова)
- Яблонька со мной подружилась и угостила меня яблоками. А я сейчас вас угощу яблоками. (педагог угощает детей яблоками)
- Молодцы, мне понравилось, как вы работали на занятии, занятие закончено.
- А теперь давайте уберем наши рабочие места.