Цель урока: добиться точного и уверенного исполнения метро-ритмических построений с учетом особенностей домрового исполнительства на материале изучаемых произведений: О. Моисеева "Друзья из Простоквашино" и В. Шаинский "Кузнечик".
Задачи:
Оборудование: инструмент (домра) для ученицы и преподавателя, подставка под ногу, фортепиано, пюпитр, нотный материал.
Приветствие. Посадка за инструмент. Оглашение темы урока.
Основная задача преподавателя на этом этапе работы – настроить ученика на проведение урока в непривычных условиях, при комиссии. Создать дружественную, располагающую к творчеству атмосферу, заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.
Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, принятие удобной правильной посадки.
Проверка домашнего задания: В. Шаинский "Кузнечик" вариация 1 играть спокойно, выучить правильную аппликатуру. Особое внимание уделяем ударам. Удар вниз – должен приходиться на сильную или относительно сильную долю. Так же в качестве подготовки к открытому уроку предлагалось повторить понятия, относящиеся в ритмической стороне исполняемой музыки.
Исполнение вариации 1
На этом уроке мы будем оперировать такими понятиями, как "пульс", "метр" и "ритм".
В. Шаинский "Кузнечик"
Работа над этой пьесой в данный момент на начальных этапах. По этому играем ее в спокойном темпе, в работе над отдельными фрагментами вариаций можем "сажать" - замедлять темп. Основная задача – достигнуть понимания различий исполнения темы из затакта и с сильной доли
Тема – при исполнении добиваемся исполнения сильной доли, стремление к ней из затакта, окончание фразы играть тише.
Вариация 1 – мелодия идет ровными восьмыми. Играем ее медленно. В исполнении ученицы нужно добиться одинакового исполнения длительностей, правильными ударами, необходим небольшой акцент на сильную и относительно сильную долю – как опора, толчок для последующего движения – их играем всегда ударом вниз.
Специально для максимально удобного исполнения сильных долей ударом вниз подбиралась и аппликатура, что бы избежать подцепов и перепрыгиваний со струны на струну. Особе внимание нужно уделить ансамблю с концертмейстером. В партии фортепиано так же ровные восьмые, домра и фортепиано должны играть их одинаково, одновременно. Для увеличения ощущения пульсации можно добавить тактильные ощущения – постукивание педагога по плечу ученицы в пульсе произведения.
Следующая вариация гораздо проще для исполнения, но, для того чтобы не нарушать целостность, и формировать правильное ощущение ритма играем ее в том же темпе, что и вариация 1.
Вариация 2 – изменение метрической стороны мелодии – теперь она начинается с сильной доли, на это следует обратить внимание ученицы. Переклички между домрой и фортепиано, необходимо точно исполнить паузы, для этого слушаем, следим по нотам, и (в самостоятельной игре) пропеваем про себя фразы из партии фортепиано.
Переход на вариация 3 – правильное исполнение синкопы и акцента на тремоло. Для того что бы синкопа прозвучала правильно – как акцент неожиданный, и "ломающий", необходимо до этого выделять сильную долю, чтобы у исполнителя и слушателя возникло ощущение "когда должна появиться сильная доля", собственно синкопу тоже нужно сыграть с акцентом, даже более сильным чем метрический акцент.
Вариация 3 – звучит как тема. Необходимо точное исполнение сильной доли – она станет опорой для вариаций в партии ф-но.
О. Моисеева "Друзья из Простоквашино"
Работа над этой пьесой подходит к завершающему этапу. Но это не значит, что работа над ритмом стала менее важной. Работу мы постоим следующим образом: разбитую на фрагменты во время предыдущей работы пьесу мы будем исполнять с конца, соединяя сложные места между собой и проигрывая их еще и еще раз за разом.
37 – 40 – работа над тонным исполнением синкопы, вступлением на сильную долю после длинной длительности. Особое внимание ансамблю между фортепиано и домрой – тема у них звучит идентично, но у фортепиано есть затакт, а домра начинает сразу с сильной доли. Затакт нужно услышать, он сигнал.
29 – 37 – тема проходит в партии фортепиано, у домры половинные с гармонией. Добиться перехода с этого фрагмента на последний – так что бы пульсация восьмыми из темы фортепиано перешла в такие же восьмые в теме домры.
19 – 29 – ровные восьмые, точное исполнение пауз.
1 – 19 точное вступление, посчитать и вступить на 4, и почувствовать в исполнении фортепиано сильную и относительно сильную долю. Точно соблюдение пауз, особенную сложность для ученицы представляет ритмически точное исполнение четвертей на тремоло со снятием – играем это отдельно, со счетом слух, потом вместе с концертмейстером со счетом про себя.
Соединяем все части, и исполняем с начала до конца, создавая целостное произведение.
Обсуждение положительных моментов в исполнении, нахождение путей исправления ошибок. Мне нравится когда ученик сам формирует домашнее задание, это позволяет понять: