Методико-исполнительский разбор фортепианных миниатюр Пьетро Яделуки. История жанров и воплощение их основных черт в сочинениях

Творчество итальянского композитора Пьетро Яделуки практически не изучено. Его деятельность обширна: исполнительство, фортепианная педагогика, сочинение музыки и литературных текстов (в стихах и прозе), рисование.

Композиция не является основным занятием Яделуки, однако, многие его произведения заслуживают внимания. Любимый инструмент композитора - фортепиано. Яделука оказал влияние на развитие неоклассической музыкальной традиции в Италии.

Композиторское творчество П. Яделуки и его фортепианные сочинения не стали предметом современного детального музыковедческого анализа и предметом исследований, посвященным проблемам исполнительства. В интернете можно найти лишь сайт, целиком посвященный композитору и его сочинениям, вся информация представлена на итальянском, английском и французском языках.

Работы, посвященные исполнению фортепианной музыки ХХ века, написаны А. Алексеевым, Г. Филенко, Л. Гаккелем и др.

Жанр токкаты (итал. «toccata») зародился давно. Слово «toccata» означает «удар», «прикосновение» (короткий удар по клавишам, в то время как «sonata» - это «протяжное звучание» духовых или струнных инструментов)

В токкатах для клавишных инструментов в ХVI веке использовалась клавирная техника, типичная для того времени, и они превратились виртуозные произведения с чередованием импровизационных пассажей и торжественных хоральных звучаний (например, у Андреа и Джованни Габриели, Луззаско Луззачьи). В некоторых токкатах (у Джузеппе Фрескобальди и Клаудио Перуло) встречаются и полифонические разделы. Токката часто использовалась в качестве вступления к ричеркару, по прошествии времени - к фуге.

Отражением высшей степени развития старинной токкаты является творчество Иоганна Себастьяна Баха, токкаты которого отличаются объемом формы, глубиной и значительностью содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой.
В дальнейшем токката превратилась в виртуозную пьесу, дающую исполнителю возможность продемонстрировать блестящую технику. Расцветает жанр фортепианной токкаты, к нему обращаются Карл Черни и Роберт Шуман. Отличительные черты фортепианной токкаты - сочетание фигурационной и аккордовой техники, быстрое движение и подчеркнутая четкость ритма.

В ХХ веке интерес композиторов к жанру фортепианной токкаты не охладел - их создают Морис Равель, Клод Дебюсси, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян. Появляются токкаты для других инструментов (например, в жанре токкаты написана первая часть Скрипичного концерта Игоря Стравинского, а оркестровую токкату написал Альфредо Казелла).

Токката для фортепиано ор.18 Пьетро Яделуки начинается ярким вступлением (авторское указание характера - gagliardamente, «с вожделением»). Произведению присущи черты сонатности. Сначала в левой руке проходит тема в октавном изложении, композитор указывает на ее исполнение термином marcato, затем мы слышим вторую тему в правой руке (allegro - «радостно»), во втором проведении тем звучит их бемольный вариант (см. презентацию). По форме, помимо вступления, условно присутствуют: экспозиция, разработка, реприза, coda.

В экспозиции автор развивает первую тему, сначала она звучит гордо и торжественно, мелодия подчеркнута штрихом portamento. Октавная техника чередуется с пассажами мелкой техники, для исполнителя важно быстрое переключение с одного вида на другой. Затем сменяется характер, тема становится более лирической, призрачной, загадочной. Исполнительская сложность - полифоничное изложение темы, она звучит в репетиционном сопровождении. Необходимо мысленно разделить правую руку на мелодию и репетиции. Далее фактура усложняется, увеличивается диапазон клавиатуры. Используется преимущественно крупная техника: октавные пассажи, скачки. За счет всех этих приемов достигается моторность и импульсивность, присущие токкатам.

В условной разработке композитор начинает развитие второй темы вступления. Начинается раздел с затаенной темы в низком регистре, затем мелодия звучит в правой руке, при этом постоянное движение продолжается. Подобный эффект достигается засчет полифонического изложения мелодии. Снова расширяется диапазон, и преобладает крупная техника. Первая кульминация токкаты звучит напряженно, это достигается пунктирным ритмом в левой руке, совмещенным со скачками, и ломаными пассажами в правой руке.

Условная реприза продолжает развитие второй темы вступления, на этот раз она звучит в октавном изложении. Вторая кульминация токкаты - это coda, тема напоминает первую тему вступления, музыка бурная и четкая, впервые появляется аккордовая и интервальная фактура. Четыре аккорда в конце напоминают колокола (можно увидеть отсылку к Дебюсси), и последний расходящийся пассаж приводит нас к мажорным созвучиям на fff, а закачивается токката forte e secco (громко и сухо).

Общий характер Токкаты - драматичный и эксцентричный. Эффект производят ломаные мелодии, большое количество хроматизмов, непрерывное движение. К сожалению, авторские записи данного сочинения отсутствуют, и можно лишь предполагать, следуя нотному тексту, каков должен быть исполнительский замысел Токкаты по мнению композитора.

От исполнителя требуется хорошее владение октавной техникой и скачками, полифоническими приемами, умение рассчитать динамический план и выстроить драматургию по разделам, а также быстрое переключение с мелкой техники на крупную. Пьеса может быть использована в концертной программе как самостоятельная, а также в сочетании с другими миниатюрами Яделуки (например, вместе с пьесой «Свадебный марш ор.17).

Музыкальный момент (фр. «moment musical») - это небольшая инструментальная пьеса, характеризующаяся импровизационностью, непосредственностью, лиричностью (напоминает экспромт).

Обозначение вошло в обиход в 30-40-х гг. XIX века - именно тогда приобрели популярность «Шесть музыкальных моментов для фортепиано» Франца Шуберта, изданные в 1828 году. Скорее всего, название этим пьесам дал не сам композитор, а издатель М. Лейдесдорф (незадолго до этого были опубликованы его собственные пьесы под заглавием "Moments melancoliques»). Наиболее значительными и известными из созданных в последующее время «музыкальных моментов» являются «Шесть музыкальных моментов для фортепиано» ор.16 Сергея Рахманинова (1896 год).

Музыкальные моменты для фортепиано ор.19 - пять пьес, небольшие музыкальные зарисовки, цикл можно исполнять целиком, можно играть пьесы по отдельности.
№1. Форма рондообразная. Авторское указание характера - scherzando («шутливо»). Комический эффект главной темы создает сочетание острых акцентов в левой руке и «крутящийся» пассаж в правой, перекидывание мелодии из руки в руку.

Вторая тема заметна смещенными акцентами и расходящимися пассажами. Музыку украшают авторские указания subito и «’», появляется эффект неожиданности. В репризе звучит причудливая тема в правой руке, сопровождаемая двойными нотами (сочетание кварты и терции). По окончании пьесы мелодия движется вниз и обрывается акцентом. От исполнителя данного произведения требуется показ контраста штрихов, обыгрывание динамики, техника двойных нот.

№2. Спокойный темп, композитор указывает на характер espressivo. Основная тема лаконичная, ритмически сложная, динамичная. Вторая тема (sereno - «безмятежно») более певучая, в процессе развития перебивается элементами первой темы. В репризе преобладает вторая тема, кульминация короткая и артикулированная, в конце мелодия «улетает» в низкий регистр и «растворяется» в нем. Исполнительские трудности: двойные ноты, параллельные кварты, смещенный метр. очень важна работа над художественным образом.

№3. Темп подвижный, по характеру и фактуре напоминает первую пьесу. Основная тема стремительная, звучит перекличка мотивов, во второй теме есть перебивка мелодии акцентами, смещенный метр. Параллельные пассажи в секунду переходят к репризе, на этот раз тема звучит уже в низком регистре. Бурный пассаж на crechendo обрывается secco. Чтобы донести до слушателя все краски пьесы, нужно подключить всю фантазию и образное мышление, это очень важно в произведениях такого рода.

№4. Загадочный вальс. Длинная мелодия украшена хроматикой. Акценты подчеркивают первую долю, в пьесе присутствует рондообразность. Кульминация драматичная из-за напряженных интервалов. Последнее проведение основной темы печальное, фактура становится более прозрачной, темп замедляется, звук затухает. В этой пьесе желательна гибкость ведения фраз, чуткое интонирование и пианистическая свобода.

№5. По жанру последняя пьеса цикла близка к маршу. Музыка энергичная, отчетливая. Явственно звучит лидийский лад, ритм сложный, сопровождение остинатное, гармонические последовательности необычные, красочные. В пьесе сквозное развитие, она звучит как бы «на одном дыхании», уход динамики происходит без замедления, когда мелодия неожиданно останавливается, остается лишь сопровождение, как будто бы удаляются шаги. Цикл заканчивается вопросительно.

Для создания образа нужно точно выдержать штрих «staccato e portamentо». При исполнении данного цикла необходимо учитывать особенности характера каждой пьесы, выстраивать драматургию исходя из контраста между частями, в лирических пьесах (№ 2 и № 4) требуется тонкость интонирования и свобода дыхания, в энергичных пьесах (№ 1, № 3 и № 5) нужна точность штриха, импульс и скерцозность.

Включение в концертные программы сочинения Пьетро Яделуки может помочь популяризации его творчества за пределами Италии. Проведенные стилевой и методико-исполнительский анализы вышеуказанных сочинений помогут исполнителю сформировать его собственную интерпретацию. Перед исполнителем-пианистом стоит задача донести до слушателей замыслы композитора, с помощью всех выразительных средств раскрыть образы и оставить впечатление после прослушивания этой музыки.

Размер:
22.79 Kb
Скачали:
4