В статье приведены примеры и способы мотивирования детей на занятия дополнительного образования дистанционно.
Ключевые слова и фразы: дополнительное образование, дистанционное обучение, мотивация к обучению, форма проведения занятий, подача обучающего материала, этапы мотивации, система оценивания.
Деятельность учреждений дополнительного образования в современных условиях должная соответствовать государственной политике в сфере образования, а основное предназначение – действовать в интересах ребенка, его семьи, государства, а так же быть привлекательным и востребованным для населения.
Дополнительные общеобразовательные программы должны реализовываться посредством информационно-образовательной среды за счет использования информационных технологий, развития дистанционных и сетевых форм организации деятельности.
Система дополнительного образования в России возникла еще в XIX веке, в виде кружков, клубов, мастерских, летних оздоровительных лагерей и т.д. Педагоги, создававшие подобные образовательные организации, преследовали цель - удовлетворить культурные и общественные потребности детей и молодежи, что актуально по сей день. В век технологий, образовательная система совершенствуется, появляются новые методы и инновации, которые позволяют получать новый практический опыт.
В сущности, дополнительное образование - это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно
Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Пандемия коронавируса 2020 года, которая происходит на данный момент, внесла свои коррективы в систему образования, посредством чего вынужденной мерой стало дистанционное обучение. Это серьезно сказалось на дополнительном образовании. Дистанционное обучение оказалось в новинку, как для педагогов, так и для учеников. Поэтому не все дети могут принять обучение он-лайн.
В таком случае, задача родителей и педагогов объяснить плюсы таких занятий и мотивировать детей для получения дополнительного образования. Мотивировать детей на занятие – значит вызвать у них стремление улучшить прежние результаты и приобрести новые положительные навыки. Для того чтобы привлечь внимание ребенка к дистанционному занятию, необходимо соблюдать принципы преподнесения материала, которые указаны на рисунке 1.
Принцип понимания смысла: на дистанционном занятии особенно важно объяснить детям цели и установки занятия. Форма видеозанятий по дополнительному образованию является более удобной для учеников, так как они проводятся в свободное от основного обучения времени, их можно просматривать в любое удобное время. Однако педагогу дополнительного образования необходимо подготовить занятие таким образом, чтобы ребенок понял его смысл, и поддержать ученика в течение всего занятия.
Для того чтобы достичь желаемого результата нужно выстроить логичную последовательность этапов занятия, например, для того чтобы выучить стихотворение; чтобы научится составлять рассказы; для того чтобы выучить новые движения танца и т. п. Можно использовать игровой метод обучения, то есть создать единый сюжет занятия.
Принцип занимательности: занятие вызывает интерес, если оно разнообразно. Преподнося информацию однообразно, у ученика может пропасть интерес к занятию и вызвать скуку. Чтобы этого не произошло, необходимо использовать разные способы предоставления учебного материала, такие как графика, текст, мультфильмы, видеолекции других педагогов, фильмы, ссылки на интернет-ресурсы.
Важным, для дополнительного образования на сегодняшний день, является не только развитие памяти, но еще и мышления ребенка. Например, предоставить возможность самостоятельно найти ответ на интересующий вопрос, от педагога требуется указать, где его искать.
Принцип актуальности: для ребенка будет интересней развиваться параллельно происходящим общеизвестным событиям в мире. Например, педагог может предложить конкурсы и викторины на тему борьбы с короновирусом: "Как проходят дни на самоизоляции" или "Победим короновирус" и т.п.
Принцип связи теории с практикой: данный принцип учит действиям, которые необходимо предпринять "здесь и сейчас", именно на этом должен основываться обучающий материал. Например, "Как помочь пожилым людям во время короновируса?", "Чем заняться на карантине?" или "Как составить распорядок дня во время самоизоляции?" и т.п.
Принцип оценочной деятельности: ребенку интереснее работать, когда его оценивают и чем чаще это делает педагог, тем больше мотивации к занятиям будет у ученика.
Принцип обратной связи: педагогу необходимо поддерживать обратную связь с детьми, именно так ребенок сможет понять свои сильные и слабые стороны, что необходимо проработать. Поскольку дистанционное образование не дает возможности педагогу и ученику все время быть на связи, рекомендуется составить график проведения консультаций.
"Как мотивировать ребенка на учебное занятие дистанционно?" - вот главный вопрос всех учителей дополнительного образования. Существует три этапа, которым можно следовать, они представлены на рисунке 2.
Как уже отмечалось ранее, оценка работы ученика педагогом дополнительного образования, является важным критерием для привлечения его к обучению. Стоит отметить, что при дистанционном обучении оценивание происходит не сразу, то есть проходит время пока ученик выполнит задание, потом учитель проверит выполненную работу, а как мы знаем, дети не умеют ждать.
В таком случае можно создать мгновенную систему оценки, например тесты, олимпиады, опросы или составить чек-лист занятия, с помощью чего ученик будет понимать, что у него уже получается хорошо, а над чем еще нужно поработать. Хорошей идеей будет создать группу в социальных сетях, где ребенок будет размещать фотографии или видео своих работ, которые смогут увидеть родители, одноклассники, сверстники и оценить "лайком". Так же можно создать виртуальную выставку или конкурс для учеников дополнительного образования.
Одним из основных критериев мотивирования детей к дистанционному дополнительному образованию является форма проведения занятия. Виды форм представлены на рисунке 3.