Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов. Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками.
Исходя из этого, существует острая необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста. Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество и, конечно же, русские народные игры.
Знакомя детей с русскими народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность. В народных играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте и труде.
Каждый год несколько занятий своего объединения я посвящаю русским народным играм – знакомству с ними, правилам и, обязательно, самой игре. В этой статье я расскажу о нескольких таких играх.
Удобство этой подборки игр в том, что много места для их поведения не требуется, поэтому их можно использовать даже в небольшом помещении.
Игра "Дударь"
Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идет хоровод и поет песню:
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Когда надоест играть, Дударь говорит: "Выздоровел!"
Игра "Платок"
Все участники игры встают в круг и смотрят строго внутрь круга, не оборачиваясь. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим (но нельзя перебегать через круг или задевать стоящих). И тот и другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.
Игра "Веревочка"
Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в две руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить. По ходу игры веревка не должна падать на землю!
Игра "Золотые ворота"
Золотые ворота, (до ре ми ми ми ре до)
Проходите,господа,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, ворота захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, "превращается" тоже в ворота. Игра продолжается, пока почти все не станут воротами.
Игра "Как у дяди Трифона"
Как у дяди Трифона
было семеро детей,
было семеро детей,
было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
друг на друга все глядели, вместе делали вот так:
(соль фа ми ре до до фа
соль соль соль фа ми ре до).
Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах "вместе делали вот так" показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.
Категория игр, для проведения которых нужны специальные предметы.
Бирюльки
Развивает четкость движений, глазомер, сосредоточенность.
Бирюльки высыпают из коробочки ворохом на тарелочку или стол. С помощью крючков по очереди игроки вынимают из вороха по одному предмету, стараясь не шелохнуть остальные.
Закидушка
Развивает глазомер, четкость движений, сосредоточенность и целеустремленность. Держа закидушку за ручку, нужно подбросить шарик так, чтобы он попал в чашечку.
Накидушка
Развивает глазомер, четкость движений, сосредоточенность и целеустремленность. Держа накидушку за ручку, подкинуть шарик так, чтобы он попал в одно из отверстий.
Фурчалка
Веселая забава - развивает моторику рук, координацию движений, настойчивость.
Юлы с ракеткой
Развивает мелкую моторику рук, ловкость, четкость движений. Игроку следует провести крутящуюся юлу по размеченной на ракетке "улитке" и не уронить ее.
Малечина-калечина
Эта старинная русская народная игра – замечательный тренажер для ребенка. Она развивает ловкость, крупную и мелкую моторику, координацию движений и чувство равновесия. Очень хорошо проводить такую игру как конкурс.
Игрок берет в руку палочку и произносит:
Малечина-калечина,
Сколько часов до вечера?
После этих слов он ставит палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Пальцами другой руки малечину-калечину поддерживать нельзя. Игрок считает: "Раз, два, три ... десять!" Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.
Палку можно держать по-разному:
На огромное воспитательное значение русских народных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Например, Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
По словам К.Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации, поэтому они не должны быть забыты.