Цель: формирование у старших дошкольников представлений об обязанностях и функциях космонавта на космической орбите.
Задачи:
Оборудование: аудиозапись, презентация "МКС", телевизор, иллюстрации к разделам, детские гантели, велотренажер, беговая дорожка для детей, логопедическая мозаика, кукла космонавт в скафандре, игрушечные инструменты из набора "Мастер", картинка космонавта, емкость с водой, книга "Космические сказки", мольберт "Распорядок дня космонавта" с фото.
Звучит аудиозапись: Внимание! Внимание! Всем членам экипажа МКС "Звездочка" собраться в главном модуле!
Воспитатель: Ребята, нас приглашают в главный модуль Международной Космической Станции, так как мы сегодня не группа детского сада, а космонавты МКС "Звездочка" на околоземной орбите.
- Вы готовы? (Да!)
- А вы знаете, чем же на самом деле занимается каждый космонавт на борту МКС во время полета? (Ответы детей)
- Мы составим режим "космического" рабочего дня пилота на орбите. И поверьте, его кандидаты отрабатывают на земле в центре подготовки космонавтов.
Чтение стихотворения Г. Ильиной
Что ни утро, каждый день
Раздается эта трель.
Верещит, свистит, пищит
Больше спать нам не велит.
Будоражит всех людей,
Гонит завтракать скорей.
Стрелки-усики бегут
На работу нас зовут.
- Рабочий день космонавта на борту МКС начинается в 6 часов утра и заканчивается в 21 час 30 минут.
- В 6.30 часов – завтрак.
Беседа "Космическая еда"
Еда на МКС исключительно в тюбиках. Главное правило – не должно быть никаких крошек и открытой жидкости. Они разлетятся по всему кораблю и могут попасть в дыхательные пути. Космическое питание – это продукты специально созданные и приготовленные для потребления космонавта при космических полетах.
7.00 часов - дневная работа: техобслуживание, работа с грузом.
Просмотр презентации "МКС"
- Много работы по ремонту МКС.
Физминутка
9.00 часов – силовая тренировка (1 час 20 минут)
- Пора заняться тренировкой! Выполним упражнения "Подними гантели".
10.20 часов – работа над научным экспериментом.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что происходит с ростом человека в космосе?
- Сейчас мы с вами проведем эксперимент. Для него возьмем космонавта, у которого подготовлен позвоночник. Опустим его в воду.
- Что произошло с космонавтом?
- Рост человека в космосе может увеличится на 2-5 сантиметров. Происходит это из-за того, что на Земле гравитация оказывает давление на позвоночник и сжимает его.
- В космосе же позвоночник распрямляется, поэтому рост космонавта увеличивается, что мы и проверили экспериментом.
- Много опытов и экспериментов проводят космонавты в космосе: с микроорганизмами, растениями, с приборами и техникой.
- Для каждого вида эксперимента нужно свое оборудование. В основном это огромное количество компьютеров, различные датчики, фототехника, тренажеры.
13.00 часов – обед.
Дидактическое упражнение с использованием логопедической мозаики "Меню космонавта"
Воспитатель: На нашем корабле время обеда. Меню составляется по вашему желанию, поэтому выложите из логопедической мозаики ваш обед.
14.00 часов – уход за скафандром для выхода в открытый космос.
- Сейчас космонавты используют скафандр "Орлан-МКС". Впервые в нем в открытый космос вышел космонавт Федор Юрчихин в 2017 году.
- В отличие от других моделей скафандр оснащен системой автоматического терморегулирования.
- Скафандры защищают космонавтов от перегрева или переохлаждения, обеспечивают кислородом и водой, защищают от воздействия космической пыли, радиации и яркого солнечного света.
15.00 часов – велотренажер
Физминутка
- Снова пришло время тренировок. Приглашаю на велотренажер.
16.00 часов – работа по погрузке/разгрузке европейского грузовика ЕКА/АТV.
Беседа
- Что нужно для жизни и работы на МКС?
- Но где это взять в космосе? Магазинов ведь там нет?
- Обычно на МКС доставляют воду, еду, средства личной гигиены, оборудование для научных опытов, различные инструменты для технических работ.
17.00 часов – беговая дорожка.
Физминутка
- Приглашаю на беговую дорожку. Как видите космонавты тренируются в течении всего дня. Это необходимо для поддержания физической формы в космосе.
18.00 часов – ужин.
18.45 часов – обсуждение с Землей работ прошедшего дня.
- Ребята, как выдумаете какими знаниями должен обладать человек, чтобы работать космонавтом на МКС?
19.30 часов – подготовка к работам следующего дня.
- Какой бы вы провели свой опыт или эксперимент на космической орбите?
20.00 часов – личное время перед сном.
Чтение рассказа из книги "Космические сказки"
- В это время космонавт может почитать любимую книгу, посмотреть фильм или поиграть в шахматы и т.д.
- А мы с вами прочтем историю из книги "Космические сказки". Одним из авторов ее являюсь и я - ваш воспитатель.
- Иногда у космонавта бывает и выходной на орбите. Он занимается личными делами. Общается с близкими и родственниками по видеосвязи.
21.30 часов – сон.
Воспитатель: Ночью на станции освещение приглушается, а космонавт облачается в спальный мешок в специальных спальных модулях, которые представляют собой вертикальные и горизонтальные кабинки, похожие на душевые. Спальные мешки с молниями прикреплены к стенам специальными тросами.
- Вот и закончился "космический" рабочий день. Мы с вами снова группа в детском саду. Трудно "работать" космонавтом?
- С какой функцией вы легко бы справились?
- Какая обязанность космонавта у вас вызвала бы затруднение?
- А вы смогли бы освоить эту профессию?