Цель занятия: создание условий для углубленного изучения творчества А.П. Чехова.
Задачи:
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского "Сладкая греза".
Ведущая: Гостеприимством и уютом встречает наш город каждого желающего познакомиться с его достопримечательностями.
- Таганрожцы бережно хранят в памяти имена замечательных людей, которые жили и бывали здесь.
Жил в городе нашем один человек,
И знают, и помнят о нем целый век…
"Антон Чехонте" – вот его псевдоним.
Особый талант ему бог подарил!
Писал он для взрослых, писал для детей,
Писал о природе, писал про зверей.
Родители – детям, а бабушки внукам
Читали "Каштанку", рассказ "Ванька жуков"
И знаем, и помним о нем целый век…
Он в городе нашем большой человек! (Дети сели)
Рассказ воспитателя-ведущего в сопровождении слайд шоу.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Эти слова принадлежат прекрасному человеку, великому русскому писателю А.П. Чехову которому исполняется в этом году 165 лет.
Антон Павлович Чехов оставил после себя большое литературное наследие и его рассказы, пьесы, повести живут с нами и поныне.
Антон Чехов родился зимой, 29 января 1860 года, в семье мелкого торговца. Светлый ключ таланта пробивался в семье чуть ли не в каждом. Павел Егорович, глава семейства, играл на скрипке, пел, рисовал.
Мать, Евгения Яковлевна, была хорошей рассказчицей. Позже уже взрослым Антон Павлович говорил: "Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери". Родился Чехов в небольшом домике в центре города на Полицейской улице, которая сейчас названа его именем – улица Чехова.
Дети читают стихотворение М. Борисовой-Иппокреной "Домик Чехова"
Когда-то ваши родители, мы воспитатели, были такими же детьми, как и вы. Вот и Антон - был маленьким, озорным мальчишкой, который рос в большой и дружной семье, где было шестеро детей, все дети были очень умными и талантливыми.
- Ребята, а как вы думаете, как звали ласково А. П. Чехова, когда он был маленьким? (Священник Федор ласково называл мальчика Антоша Чехонте)
- Антон очень любил петь и был, как и все члены его семьи очень музыкальным.
Песня "Ой, не пой ты, соловейко"
Ведущий: Как и все дети, Антон играл в разные игры.
Игра "Гори, гори ясно…"
Дети становятся в круг, держась за руки. Ведущий игрок встает в круг, в руках у него ленточка, поднимает ее над головой и начинает движения против основного круга. Все игроки вместе с ведущим игроком произносят слова:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят!
После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает руку с ленточкой вверх, делает ею взмах, будто пытается их разделить, а двое детей, которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны, поворачиваются друг к другу спиной и начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей.
Кто первый обежит круг и вернется к ведущему, схватив ленточку, тот и победил, в дальнейшем он становится ведущим игроком, а кто не успел он "горит". (Дети садятся)
Ведущий: С детских лет Чехов помогал отцу в торговой лавке, куда они переехали практически сразу после его рождения.
- На первом этаже помещалась торговая лавка отца. В лавке продавалось все: масло, рыба, орехи, чай, кофе, пуговицы и всякая всячина, здесь даже можно было выпить чаю и почитать газету, на втором квартира.
Дети читают стихи под слайд шоу "В лавке Чеховых"
(О. Филиппов)
- Когда Антоше исполнилось 16 лет его семья переехала в Москву, а он остался жить с новыми хозяевами в лавке, чтобы доучиться в гимназии. Именно в эти годы он себя пробует в такой профессии, как писатель.
- Писатель пользуется не нотами, не красками, не движениями. В его распоряжении – слово. Используя слово, он может рассказать так, что мы будем смеяться или плакать, грустить или волноваться.
- Антон Павлович был одним из первых читателей библиотеки. А все свои произведения он подписывал так: "В Таганрогскую библиотеку от автора. Антон Чехов". Чехов писал свои произведения не только для взрослых, но и для детей. Вы тоже можете попросить родителей и вместе с родителями сходить в библиотеку им. А. П. Чехова.
Под музыку появляются двое детей мальчик и девочка, современные дети.
Мальчик: Привет, Аня, куда торопишься?
Девочка: Привет, Миша. Да вот, в библиотеку иду, хочу взять рассказы А. П. Чехова и дома с мамой почитать. Пойдем со мной!
Мальчик: О-о-о, Чехов… Скукотища! Вот про супергероев – это здорово! Про Бэтмена или Человека-паука! А Чехов? Кому он сейчас, в наше время, нужен?
Девочка: Зря ты так! У него есть очень интересные и поучительные рассказы и для детей, и для взрослых.
Мальчик: Да, ладно! Кому вообще нужны эти книги, эти библиотеки, когда есть интернет и телевизоры. Делать больше нечего-сидеть читать.
Девочка: Не хочешь со мной идти в библиотеку, так и скажи, а мне идти надо. Побежала я!
Мальчик: Да-а-а, тяжела жизнь ребенка…
- Идет, слышит плач. Навстречу бредет мальчик в телогрейке, шапке, валенках, потрепанный и грязный.
Мальчик: Эй, ты кто? И чего ревешь?
Ванька: Ванька я, Жуков. Меня хозяин опять наказал. А ты кто?
Мальчик: Я? Миша, живу в городе Таганроге, хожу в детский сад.
Ванька: Что за город такой, не знаю – сам-то я из деревни, живу там с дедушкой.
Мальчик: А вот мы тебе сейчас о нашем городе расскажем, слушай.
Дети выходят на полукруг.
1. Над зеленой гладью залива
Ты стоишь в изумрудных садах,
Город Чехова, город счастливый,
Неподвластный суровым годам.
2. Как песня безбрежной России звучат городов имена
Но все-таки самый красивый есть город, друзья у меня.
Город театров, музеев, парков, аллей, моряков.
Нежным дыханьем овеян моря, степей и садов.
3. Пусть же с годами становится краше город любимый мой.
Город талантов, певцов, музыкантов – мой Таганрог родной.
Песня "Таганрог"
(муз. и сл. А.Кудряшова)
Ванька: Хороший у вас город. А у тебя есть перо и бумага? Дай мне, письмо хочу дедушке написать.
Мальчик: Пера нет, а вот ручка, тетрадка есть - бери, пиши, не жалко.
Мальчик подходит к скамье, садится на колени, всхлипывая, пишет письмо дедушке, вслух озвучивая его.
"Дорогой дедушка! Забери меня отсюда. Мне здесь очень плохо. Я целый день работаю, а, ночью, укачиваю хозяйского ребенка. Отдыхать мне не дают. Хозяйка все время ругается, бьет меня. Житья мне нет совсем. Забери меня отсюда, дорогой мой дедушка. (запечатывает письмо и подписывает "На деревню дедушке")
Мальчик: Да-а-а, ничего себе. Жалко мальчика. (появляется девочка)
Девочка: Ну вот, взяла в библиотеке книгу рассказов А. Чехова и вместе с мамой прочитали ее. А это что за грустный мальчик?
Мальчик: Да какой-то Ванька, вон сидит, пишет письмо дедушке. Только не дойдет его письмо без точного адреса.
- Надо бы ему подсказать, чтобы письмо по электронной почте отправил, по Интернету, так быстрее будет.
Девочка: Что ты, Миша, ведь в его время никакого Интернета не было, а мальчик - это Ванька Жуков из рассказа Чехова "Ванька".
Мальчик: Ладно, Ванька, не грусти! Хочешь мы тебе поднимем настроение: приглашаем в Театр.
Ведущий: Чехов впервые побывал в театре в 13 лет. С тех пор театр навсегда вошел в его жизнь. Гимназистам запрещалось посещать театр, поэтому Антон снимал гимназическую форму, гримировался и пробирался тайком.
- Став взрослым, он вспоминал: "Театр давал мне когда-то много хорошего. Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре…" С годами он написал свои знаменитые пьесы: "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад".
Теперь некоторые произведения А.П. Чехова можно увидеть на сцене нашего Таганрогского драматического театра. В нашем театре имеются именные места, где в те, давние времена сидел Антон Чехов.
Ведущий: Спектакль по произведению А. Чехова "Каштанка", который называется "Сон Каштанки".
Автор: Молодая, рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядываясь по сторонам.
Каштанка: Как, холодно, мои лапки озябли! Как это могло случиться, что я заблудилась!
Автор: Зажглись фонари, в окнах домов показались огни. Появляется Незнакомец. (Каштанка скулит)
Незнакомец: Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная… Ну не сердись, не сердись… Виноват. (Собака скулит)
- Что же ты скулишь? (Каштанка ластится)
- Ах, ты, хорошая! Смешная! Пойдем. Может быть, ты и сгодишься. Ну, фьють!
Автор: Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное.
Каштанка: Прямо на меня идет серый гусь. (появляется гусь)
Выскочил Кот и зашипел на Каштанку.
Кот: Мяу. (Каштанка залаяла. Появляется Незнакомец)
Незнакомец: Это что такое? Федор Тимофеевич, что это значит? Драку подняли. Ах ты, старая каналья! Ложись! Иван Иванович – на место! (все герои расходятся)
- Ладно, ладно. Надо жить мирно и дружно. А ты, рыжая, не бойся… Это хорошая публика, не обидит. (Каштанка скулит, лает)
- А как мы тебя будем звать? Тетка! Понимаешь? Тетка!
- Хавронья Ивановна! (Слышится хрюканье, каштанка ворчит. Появляется Хавронья Ивановна, хрюкает)
Незнакомец: Ну-с, начнем с египетской пирамиды. Иван Иванович, Федор Тимофеевич, пожалуйста. Раз, два, три. (животные выстраиваются в пирамиду)
- Молодцы! (животные уходят)
- Тетка! (зовет Каштанку)
- Тетка, пора нам делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать. (учит прыгать, скакать через обруч)
- Талант! Талант! Ты будешь иметь успех! Сегодня я возьму с собой Тетку и Федора Тимофеевича. Тетка, чемодан.
Автор: Появляется Незнакомец в костюме Клоуна.
Клоун: Здравствуйте, уважаемая публика! Ко мне приехали гости Тетушка и Дядюшка.
- Ну-с, Тетушка, сначала мы с вами споем, а потом спляшем. Хорошо?
Каштанка скулит. Звучат аплодисменты (Фон: голос мальчишки)
Мальчик: Тятька! А ведь это Каштанка! Каштанка и есть! Каштанка! Каштанка! (Каштанка спрыгивает, бежит от клоуна к мальчику, скулит)
Клоун: Вернись, Тетка! Эх, Тетка, Тетка! Каштанка уходит с мальчиком.
Автор: Спустя полчаса Каштанка шла по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком. (Каштанка лает, радуется)
Каштанка: Какой у меня был сон длинный, перепутанный. Цирк, ученье, Федор Тимофеевич, гусь, вкусный обед… Все длинный тяжелый сон…
Ведущий: В честь рассказа А.П. Чехова "Каштанка" перед входом в городской парк имени М. Горького установлена скульптурная композиция, которая называется "Египетская пирамида".
- Если загадать желание и потереть пятачок Хавронье Ивановне, то оно обязательно сбудется, а если в нее еще бросить монетку, то непременно станете богаче. (Выходят Ванька, мальчик и девочка)
Ванька: Как у вас здесь здорово! Весело и интересно! Ну, а мне пора домой. (Ванька уходит)
Мальчик: Какая интересная сказка про собачку!
Девочка: Это рассказ А. П. Чехова "Каштанка".
Мальчик: И откуда ты все знаешь?
Девочка: Я хожу в библиотеку и вместе с мамой мы читаем книги. Вот поэтому и знаю героев произведений Антона Павловича Чехова: и Каштанку, и Белолобого, и Ваньку, и детвору.
Мальчик: Да, наверное, ты права! Я понял, что нужно читать.
Ведущий: Действительно Чехов написал много произведений и для детей. Мы с вами гордимся тем, что в нашем городе родился и жил замечательный писатель.
- "Хочется мне верить - не напрасно. Жил когда-то честно, не спеша человек, в котором все прекрасно – и лицо, и мысли, и душа"!