Цель занятия: формировать представления дошкольников о взаимосвязи музыки и архитектурных сооружений, возведенных в память героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
Репертуар: "Родина-мать зовет" современные авторы неизвестны, "Вечный огонь" (сл. Д. Чибисова, муз. А. Филипенко), "Рады миру мы" (Е. Обухова).
Предварительная работа: разучивание песен, стихов, чтение рассказов. Просмотр картин, презентаций, альбомов, фотографий памятников, монументов, скульптур возведенных в память героям, погибшим в Великой Отечественной войне. Проведение бесед, занятий.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам в сад пришли гости. Предлагаю их поприветствовать и поздороваться. (Дети здороваются)
- Прошу занять свои места в нашем кинозале.
- Отгремела давно война, но благодарные люди не только воспевают героев в поэзии, живописи, музыке, но и в архитектуре.
- В каждом городе, поселке, селе обязательно возведен монумент, памятник, мемориал или бюст в знак памяти воинов, павших в боях за нашу Родину.
- Мы помним о них и чтим память их. Когда война закончилась, песни о войне продолжали "рождаться". Это песенные памятники, они появлялись в мирное время.
- У человека мать одна и Родина одна.
- Ребята, скажите, как называется этот монумент? (Памятник "Родина-мать зовёт!")
- Этот памятник находится в городе Волгограде на Мамаевом кургане. Монумент самый большой в мире и представляет собой женщину с поднятым вверх мячом, тем самым призывающей своих сыновей, близких и родных встать на защиту своей Родины, объединить свои силы на борьбу с врагом.
- Дети, предлагаю послушать отрывок из песни "Родина мать зовет" в исполнении Юлии Малышевой. (Слушание песни "Родина – мать", показ слайдов)
- Какая по характеру вам кажется эта песня? (Серьезная, патриотичная, торжественная, громкая)
- Вторая мировая война для нашей страны до сих пор остается самым трагическим и великим событием в нашей истории.
- Память о погибших в эти годы увековечена во множестве памятников и монументов, которые расположены во всех городах России.
- Очень много во время войны было захоронено неопознанных солдат. Чтобы почтить их подвиг, на таких могилах устанавливают памятник Неизвестному солдату.
- Ребята, посмотрите внимательно на слайд и скажите что это за памятник? (Могила неизвестного солдата)
- Где он находится? (в Москве)
- В честь кого был создан такой мемориал? (В честь погибших солдат оставшихся для нас неизвестными)
- Перед созданием мемориала долго думали, кого захоронить в могиле под памятником. Ведь это обязательно должен быть неопознанный воин, погибший в боях за Москву.
- Недалеко от столицы в городе Зеленограде, была обнаружена братская могила.
- Останки погибших героев перевезли в Москву и перезахоронили. Для создания надписи на монументе привлекли самых известных писателей и поэтов.
- Лучшими были признаны слова С. Михалкова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен".
- Скажите, дети, как люди чтят память погибших героев? (Приносят к памятникам цветы, возлагают венки, ходят на парад 9 Мая, в кругу семьи смотрят фотографии своих прадедов и дедов, художники рисуют картины)
- Предлагаю исполнить песню "Вечный огонь" на слова Дмитрия Чибисова и музыку Александра Филипенко которая была написана в честь погибших героев.
Песня "Вечный огонь"
- О следующей памятной скульптуре нам расскажут дети в своих стихах.
1. Неспокойно, на сердце тревожно,
Журавли так печально летят.
Взгляд от них отвести невозможно,
Это души погибших солдат.
2. Понеслись они плавно и стройно,
Вслед за солнцем к чужим берегам.
Журавли, вы несите достойно,
Эти души так дороги нам.
3. Нам завещано помнить о павших,
О защитниках нашей земли.
Души светлые чистые ваши,
Понесли в небеса журавли.
- Мемориальный комплекс "Журавли" в парке Победы на Соколовой горе г. Саратова. Замысел был вдохновлен строчками из поэзии Расула Гамзатова, которые превратились в знаменитую песенную композицию:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
- Ребята, у меня в руках звезда. Ее мы будем передавать друг другу, называя качества воина-защитника. (Дети называют качества воина: смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, мужественный, неустрашимый и т.д.)
- Благодарные жители нашей области не остались в стороне.
- Скажите, название этого памятника? (мемориал Воину-Освободителю)
- Где он расположен? (в Кемерово)
- Правильно в г. Кемерово 3 ноября 2022 года был открыт мемориальный комплекс нашему земляку – герою Великой отечественной войны Николаю Мосалову, который спас из-под огня немецкую девочку.
- Монумент выполнен в виде фигуры советского солдата, стоящего на обломках фашистской свастики с гордо поднятой головой. Одной рукой он держит спасенную девочку, которая доверчиво прильнула к его груди, а в другой его руке – меч.
- Советский солдат с немецкой девочкой на руках известен всему миру. Подвиг, который был увековечен, будет вечно служить потомкам примером.
- Героев павших на полях сражений в годы Великой отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.
Минута молчания
- В настоящее время наши храбрые, доблестные солдаты выполняют свой долг, участвуя, в специальной, военной операции, защищая нас от фашизма.
- А мы со своей стороны для поддержки боевого духа пишем им письма, с помощью родителей собираем гуманитарную помощь, и верим, что Победа будет за нами.
Выходят ребенок
Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землей
Людям всем и нам с тобой!
Песня "Рады миру мы"
- Родина помнит своих героев. И мы с вами тоже должны их помнить.
- Потому что, если бы не они и не их героические действия, то не было бы мира в нашей стране.
- На этом наше занятие подошло к концу.