Цель: формирование представления детей о семье и ее членах, формирование понятия семейные ценности.
Задачи:
Оборудование и материалы: презентация, фонограмма, мольберт, лепбук "Русская изба", пластилин (соленое тесто), доски для лепки, салфетки, блюдо для готовых баранок.
Звучит музыка, дети друг за другом входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются с гостями)
- Ребята, сегодня у нас еще одной гостьи нет.
Знакомство с героем – бабушкой Маланьей.
Слышен стук, появляется кукла на руке воспитателя.
Маланья: Здравствуйте ребята, меня зовут бабушка Маланья.
- Ребята, а вы любите ходить в гости? Я приглашаю вас к себе в гости!
- Пойду ставить самовар, да готовить баранки к чаю.
Воспитатель: Как же мы найдем дорогу к твоему дому?
Маланья:
В лесочке,в лесочке, избушка на кочке.
Блинами обита, оладьями покрыта.
Ограда кругом – пироги с творогом.
Сидит кошка у окошка, ежик Антошка
Пряники жует, песенки поет.
- Вот вам яблочко, оно и поможет дорогу найти! (либо раскрутить дорожки – распустить ленты)
Кукла ставится на подставку в сторонке.
Воспитатель: Пока Маланья ставит самовар, мы с вами не спеша пойдем к ее дому. А дорогу нам укажет волшебное яблочко.
Дети двигаются за яблочком.
Воспитатель: Я вижу деревянный дом–избу. Наверное, здесь живет бабушка Маланья.
- Присядем на стульчики – отдохнем. (Подходим, садимся на стульчики полукругом)
- Тут-тук! Ау! Бабушка Маланья! Скажем все вместе, громко. Ау-у!
- Никто не отвечает. Как вы думаете, кто здесь живет? Давайте посмотрим. (Картинка с загадкой)
Загадка
Мы друг друга очень любим!
Вместе мы – родные люди.
Друг без друга нам нельзя,
Потому что мы … (семья)
- Давайте откроем верхнее окошко …
- Ребята, да здесь целая семья живет!
- Ребята, а вы знаете пальчиковую гимнастику про семью?
- Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной движения
Раз, два, три, четыре. (хлопки)
Кто живет в моей квартире?
Мама, папа, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка.
Мой щенок,сверчок и я -
Наша дружная семья! (открывают окна по порядку)
- Открываем окна по порядку…
Мама, папа – это родители,
бабушка, дедушка и дети.
Семья – это мама,папа, бабушка с дедушкой и дети.
Задание: собрать в корзинку ласковые слова-сердечки.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Нужно разложить на полу сердечки. (Дети поднимают сердечко и называют ласковые слова и складывают слова - сердечки в корзинку)
Воспитатель задает наводящие вопросы:
- А какие ласковые слова вы знаете?
- Мама, она какая? (Ответы детей)
- Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая? (ласковая, добрая, милая, нежная)
- Когда мама модно одевается. Какая она? (красивая)
- Папа, он какой?
- Когда папа улыбается, смеется. Какой он? (веселый)
- Когда папа заботится о вас. Какой он? (заботливый)
Появляется кукла Маланья.
Маланья: Ребята, я вас потеряла! У меня и самовар готов, а вас все нет и нет.
Воспитатель: Уважаемая бабушка Маланья, поиграй с нами немножко, а потом мы все вместе к тебе пойдем.
Звучит фонограмма, дети встают в круг.
- Ребята, я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Слова с движениями)
Как у бабушки Маланьи было 7 сыновей:
Все без бровей,
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Не спали, не ели.
Все на Маланью глядели! (повторить 2 раза)
Воспитатель: Бабушка Маланья, как хорошо ты с нами поиграла.
Маланья: Молодцы, ребята. А теперь я вас в избу приглашаю.
- Проходите гости дорогие!
- Вот моя изба деревянная. Здесь живет моя семья: дедушка, внучка Машенька. Я их очень люблю.
- Печь каменная. Здесь я пироги пеку, да кашу варю. Деда с Машенькой кормлю.
- Вот и самовар на столе! Ребята помогите стол накрыть. (картинки на липучках)
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
- Ой! Ребята, а баранки я не испекла.
Воспитатель: Давайте, поможем бабушке сделать баранки.
- А вы знаете какую форму имеют баранки?
- Вот у меня на подносе лежат печенье и баранки. Кто покажет мне баранку?
- Баранка очень похожа на колечко от пирамидки. Она имеет круглую форму.
- Сначала из комочка пластилина мы раскатаем палочку, колбаску. (Показывает приемы раскатывания "палочки" прямыми движениями ладоней)
- Вот такая палочка получилась у меня. Но ведь нам нужна бараночка. Как мне его сделать?
- Чтобы у нас получилась баранка, мы должны соединить два конца "палочки". (Показывает приемы выполнения операции)
- Вот и готова моя баранка.
- Покажите, как вы будете раскатывать "палочку". (Дети выполняют прямые движения ладонями рук)
- А какую форму имеет баранка? Нарисуйте. (Дети рисуют пальчиком в воздухе круг)
- Правильно. Теперь я уверена, что у вас получатся замечательные бараночки.
Дети начинают лепить, в процессе лепки воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.
- Возьмите влажные салфетки и вытрите ручки.
- Какие замечательные баранки у вас получились.
Тарелочки с готовыми баранками ставятся в русскую печь (за печку). Потом незаметно поменять на настоящие баранки.
Потешка
Ай, качи! Ай, качи!
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.
Маланья хвалит детей. (Назвать несколько имен)
Воспитатель: А вы запомнили кто живет в избе у бабушки Маланьи?
- Там тоже живет семья. (Бабушка, дедушка и внучка)
- У каждого из нас есть свой дом и своя семья. Кто живет у вас дома? (Мама, папа, бабушка, дедушка, сестренки и братишки – это Семья)
- Кто для нас самые близкие родные люди? (Кто приходит за вами в детский сад? готовит обед? Стирает?)
- Это мама, это папа ...
- Кто печет пирожки? (Вспомнить ласковые слова для мамы)
- Вы, ребята, молодцы! Хорошо позанимались и бабушке помогли.
- А это - угощение от бабушки –настоящие баранки.
- Теперь мы попрощаемся с бабушкой Маланьей, поблагодарим ее угощение и скажем всем до свидания. (Под музыку дети выходят из группы)