Цель: формирование интереса детей к внутренним органам своего организма.
Задачи:
Материалы и оборудование: стакан с водой, губка, сахар, палочки для размешивания, сухая земля, воронка, учебно-развивающее пособие фартук "Внутренние органы, шарики, макет "Легкие", карточки с изображениями полезных и вредных продуктов, салфетки, губка, запись звука сердца, изображение мальчика, скелет человека.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в "Энциклопедии здоровья для детей", просмотр презентации по теме "Тело человека", "Внутреннее строение человека", беседы о строении человеческого тела, его органах, дидактические игры "Полезные и вредные продукты", "Правила гигиены", сюжетно-ролевая игра "Больница", экскурсия в медицинский кабинет.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
- Здравствуйте, ребята! Скажите мне, пожалуйста, почему мы говорим: "Здравствуйте!" Для чего? (ответы детей)
Прежде, чем занятие начать,
Я вам предлагаю поиграть.
Парами скорей вставайте,
Я буду фразу начинать...
- А вы продолжайте и показывайте на себе и на своей паре эту часть тела..
Коммуникативная игра "Для чего нам это нужно"
Воспитатель: Молодцы ребята, мы поговорили с вами о наших помощниках, которых мы видим и чувствуем.
- Но есть и такие помощники в нашем организме, которых мы не видим, так как они находятся у нас внутри.
- Хотите узнать, что это за органы? Как они работают? Зачем они? (Да)
- Ну что ж, хорошо. Вы наверное заметили, что выгляжу я не обычно?!
- Я сегодня буду работать профессором Исследовательского центра "Здоровье".
Воспитатель: Ой, ребята, кажется, кто-то стучится к нам! (Вношу Костика)
Костик: Здравствуйте, Алена Владимировна. Простите за опоздание. Я ходил к врачу из-за плохого самочувствия.
- Но врач мне не помог, так как я не смог объяснить, что и где у меня болит.
- Здравствуй. Ребята, познакомьтесь, Это Костик, мой младший помощник. Посмотрите, как выглядит человек, когда он болен. Какой он?
- А как выглядит здоровый человек? (У человека хорошее самочувствие, бодрое отличное настроение, желание двигаться, играть, трудиться)
Воспитатель: Костик, ты не знаешь, что у тебя внутри? (Нет)
- Ладно, не расстраивайся. Давай вместе с ребятами пойдем в наш исследовательский центр и вместе разберемся, что же у тебя болит.
- Ну что, ребята, отправляемся?!
Расскажу я вам друзья:
Без чего нам жить нельзя!
Мы здоровье укрепляем -
Все о себе сейчас узнаем!
Каждый орган в организме
Очень нужен нам для жизни.
Мозг мышлением управляет
Сердце кровь у нас качает,
С Легкими нам очень везет,
нам доставляют они кислород
А желудок без сомненья,
Нужен для пищеварения.
Тут поставим точку, дети.
Дальше будем изучать,
Как же органы все эти действуют.
Хотим узнать! (Дети садятся на места)
- Ну что ж, мы с вами находимся в исследовательском центре "Здоровье".
- Посмотрите, на Костика. его тело, как и наши тела, покрыто кожей. Под кожей расположены мышцы, а под мышцами находятся кости.
- Соединение всех костей в теле человека называется скелетом. Кости служат защитой для внутренних органов.
- Каждый орган выполняет свою работу. Все органы вместе называют организмом. Пока все органы человека дружно работают, человек здоров.
Звучит аудиозапись "Стук сердца".
Воспитатель: Ой, ребята, слышите? Как вы думаете, что это за звук!
- Правильно. Это стучит сердце. А вы знаете, как выглядит наше сердце? (Ответы и размышления детей)
- Сева, выйди, пожалуйста, ко мне, найди сердце.
- Да, правильно, сердце выглядит именно так, а не так как вы его изображаете.
- Сердце у человека располагается внутри грудной клетки. Чтобы понять, где именно, я приглашаю к себе Киру и надеваю фартук с контурами органов. (Креплю сердце к фартуку)
- Для того, чтобы понять как устроен автомобиль, недостаточно просто взглянуть на него.
- Нужно заглянуть под капот, осмотреть части двигателя, узнать, как они работают. То же самое можно сказать и о человеке.
- А вы знаете, какие помощники есть внутри человека?
- Хотите о них узнать? Костик и Арина мне сейчас помогут. (на ребенка надеваю фартук)
- Ну что, начинаем наши исследования. Нам сейчас нужно вспомнить, какие органы есть у нас с вами.
- Я вам буду загадывать загадки, а тот, кто правильно определит, о каком органе идет речь, поместит картинку с изображением этого органа на Костике.
- А чтобы понять где этот орган у человека, мы будем с вами размещать их на фартуке Арины. (фартук с контурным изображением внутр органов человека)
Он серый, толстый, извилистый
Он управляет всем организмом. (мозг)
Располагаем мозг на макете. Обращаем внимание, что мозг находится внутри самых крепких костей человека - в черепной коробке и на фартуке.
День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
- А скажите, ребята, для чего нам нужно сердце?
- Именно сердце заставляет течь по специальным трубочкам-сосудам нашу кровь.
- Сожмите кулак, посмотрите: вот такого размера ваше сердечко. А у меня сердце больше вашего, вот такое. (показ)
- Вы растете, и ваше сердце растет вместе с вами. Покажите, где находится у вас сердце?
- Приложите ладонь к этому месту.
- Сожмите кулачок… расслабьте… еще сожмите… снова расслабьте… Сожмется сердце – вытолкнет кровь, и она бежит по сосудам. Опять сожмется – опять вытолкнет…
Проведение опыта вместе с детьми
К спринцовке с раствором марганцовки прикреплена прозрачная трубочка от капельницы; при сжимании спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться.
- А как стучит сердце? Хотите послушать? (аудиозапись)
- Сердце можно услышать. Просто прислоните свое ухо к груди своего товарища, к тому месту, где находится сердце.
- Теперь поменяйтесь местами. Услышали? Еще сделать - это можно при помощи фонендоскопа. (показ фонедоскопа)
- Как стучит сердце у вас? Быстро или медленно?
- А теперь давайте проведем небольшой эксперимент.
Дружно, весело, все вместе
Начинаем шаг на месте!
А теперь – прыжки на месте!
А теперь – и бег на месте!
1, 2, 3, 4, 5 - никому нас не догнать!
1, 2, 3- на нас посмотри!
А 4, 5 и 6 – надо всем на место сесть!
- Послушайте теперь, как стало биться сердце? Слышите разницу?
- Если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым.
- Наше сердце никогда не останавливается. Поэтому его в шутку называют "мотором" нашего организма. Но даже такому выносливому мотору нужна наша поддержка.
- Костик, ты запомнил, где, с какой стороны находится сердце? (на фартук прикрепляют сердце из фетра на липучке)
Очень важен орган этот, у него особый метод –
Помогает нам дышать, делать вдох и выдыхать. (легкие)
- Расскажите, для чего человеку легкие? (ответы детей)
- А может ли человек прожить без дыхания? (Нет)
- Вот мы сейчас это и проверим.
Практическое задание с шариками
- Давайте на несколько секунд попробуем задержать дыхание.
- Не получается. Значит, мы убедились, что человек без дыхания не может жить.
- Легкие состоят из двух частей: левого и правого легкого. Они заполняют грудную полость.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой. (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
Игра-эксперимент
- Сегодня мы проверим у кого из вас самые здоровые, сильные легкие.
- Давайте проведем небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши легкие.
Игра "Шарики"
Детям раздаются воздушные шары и они должны надуть при помощи только одного выдоха шарик.
- Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши легкие, тем больше получились шарики. Молодцы!
- Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи.
- Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
- Ко мне выйдут сейчас Денис и Даниил. Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох, а выдохните воздух прямо в шарик. Что произошло?
- Да, шарик надулся. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик. Выпустите воздух из шарика.
- Что произошло?
- И когда воздух выходит из легкого, оно тоже как бы сдувается. (опыт с шариком проводится несколько раз)
- Положите руки на свою грудную клетку, вот так. (показать на себе)
- Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается. Почему?
- А когда выдыхаем?
- Выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу. Вот ребята так работают наши легкие.
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть вот на этот макет. Кира сейчас попробует "надуть" легкие. (два мешочка в форме легких, внутри трубочки для коктейля, ребенок дует в трубочки и легкие "наполняются")
- Как беречь наши легкие? Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух.
- И конечно же, нельзя травить свои легкие вредными веществами. (сигаретами)
- От вредных веществ (сигаретного) дыма легкие становятся черными и заболевают.
- Ребята, давайте расположим легкие на нашем макете/ (прикрепляют легкие из фетра на липучке к фартуку)
Человек может прожить:
Переварит вмиг котлету, и конфеты, и рулеты.
Сок особый у него, только мы не пьем его. (Желудок)
- А как выглядит желудок кто-нибудь знает?
- Сам желудок похож на мячик. И чем больше мы съедим, тем больше мячик раздувается. И если мы съедим слишком много (например, на дне рождения), желудок слишком растянется.
- Нам будет не очень хорошо: живот разболится… Поэтому ребята не стоит переедать!
- Костик, может быть ты переел и у тебя болит желудок? (ответ Костика)
- Ребята, давайте покажем Костику, где находится желудок. (прикрепляют к фартуку)
- С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает.
- Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры - набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот.
Игра "Полезная и вредная пища"
- Правила следующие, "Полезные" продукты выбирают девочки, а "Вредные" продукты питания – мальчики.
Проведение опыта
- Давайте посмотрим на опыте, что происходит в желудке, когда мы едим грязные продукты
- Опустим в емкость ложку соли. Что произошло?
- А теперь ложку сахара. Растворился?
- А растворится ли грязь с немытых рук или яблок в желудке. (высыпаю в свою емкость ложку грязи)
- А теперь давайте посмотрим, как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновые губки.
- Возьмите тоже губки, положите возле себя. Вылейте свои растворы на них. Что произошло? (Все впиталось)
- А что случиться если вылить на поролон грязную воду? (Выливаю)
- Что произошло?
- Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Это вызывает разные заболевания. Кроме того, что в грязи находятся разные микробы и паразиты, она еще и засоряет желудок.
- Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь, что нужно делать?
- Мыть руки! Руки необходимо перед едой тщательно мыть, следить, чтобы продукты, которые мы употребляем были чистыми.
- Какой мы можем сделать вывод? (Желудок важный орган, его надо беречь – правильно питаться, есть полезные продукты, не перегружать желудок)
Воспитатель: Ребята, вот и прозвенел звонок, работа нашего исследовательского центра на сегодня заканчивается. В следующий раз мы поговорим о других внутренних органах.
- Я желаю всем: чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.
Всегда иметь здоровый вид,
Вовек не знать, что такое "болит".
- Ребята, о чем мы с вами сегодня узнали? Вам понравилось путешествие по организму человека?
- Спасибо вам за работу!